Конспект организованной образовательной деятельности в рамках проекта «Прикоснись к природе»

Ольга Тихонова
Конспект организованной образовательной деятельности в рамках проекта «Прикоснись к природе»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Прикоснись к природе»

Проект реализуется с детьми 6-7 лет.

Направленность: экологическое воспитание через познавательно-практическую деятельность.

Вид проекта: познавательно-практический, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель, воспитанники, родители.

Актуальность.

Человек если и знал, то давно уже забыл смысл пословицы «Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться». Смысл этой пословицы, в свете решения экологических проблем, приобретает не переносное, а прямое значение. Человек своей безжалостной, подчинённой меркантильным интересам, деятельностью уничтожает уникальный мир природы на нашей планете. А ведь он — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.

Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней, начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы, к взаимосвязи всего живого на земле.

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно подрастающего поколения – одна из актуальных, на мой взгляд, задач сегодняшнего дня.

Цели:

Способствовать развитию у детей способности видеть красоту, разнообразие, неповторимость и хрупкость природы.

Создать условия для формирования у детей и их родителей чувства сопричастности к решению вопросов по сохранению природы.

Задачи:

1. Способствовать расширению и обобщению знаний и представлений детей о Красной книге, заповедниках и других способах сохранения природы.

2. Создать условия для получения детьми реалистических представлений о природе.

3. Способствовать расширению представлений детей о животных и растениях леса.

4. Создать условия для формирования у детей экологической культуры, основ правильного поведения в природе.

5. Способствовать формированию первоначальных географических представлений.

6. Способствовать развитию внимания, памяти детей, умения обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

7. Создать условия для воспитания у детей трепетного и заботливого отношения к миру природы, её представителям.

8. Содействовать развитию у детей доброжелательных отношений друг с другом.

Лексическая работа: браконьер, гнездование, заповедная зона, заповедный покой, поколение, потомство, открытие, ученый, уникальный.

Предварительная работа с родителями.

Организация экскурсии в «Приокско-Террасный государственный заповедник» с посещением музея и зубрового питомника.

Изготовление экологических стендов: «Азбука поведения в природе», «Практические советы по экологической безопасности».

Совместное с детьми создание рисунков на тему «Береги природу!»

Предварительная работа с детьми.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, плакатов.

Чтение художественной литературы: Снегирев Г. «Кто сажает лес?», Скребицкий Г. «На лесной полянке», Соколов-Микитов И. «Лесные картинки», Сладков Н. «Друг или враг», рассказы и сказки из сборника «Лесные тайнички», Пришвин М. «Беличья память», «Дятел», «Этажи леса», «Медведь».

Беседы «Человек – часть природы», «Лес в жизни человека», «Природа и человек», «Правила поведения в заповеднике».

Участие в конкурсе детских рисунков на тему «Что такое природа?»

Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Назови экологический знак», «Что хорошо, а что плохо?», «Живое - неживое», «Что дала нам природа», «С кем дружит ель?», «Цветы Красной книги». Сюжетно-ролевая игра «Поездка в заповедник», игровые ситуации «Прогулка в лесу», «Соберем ягоды в лесу», «С мамой и папой - за грибами!».

Предполагаемые результаты:

Расширение и обобщение знаний детей о назначении Красной книги, заповедников.

Расширение знаний детей о животном и растительном мире.

Формирование у детей основ экологической культуры.

Воспитание у детей заботливого и гуманного отношения к природе, к представителям флоры и фауны.

Приобщение родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.

Повышение уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

Развитие эстетического восприятия окружающего мира, эмоциональное удовлетворение всех участников проекта от полученного результата.

Организация экскурсии в «Музей мусора».

Конспект организованной образовательной деятельности в рамках проекта «Прикоснись к природе»

Цели:

Способствовать развитию у детей способности видеть красоту, разнообразие, неповторимость и хрупкость природы.

Создать условия для формирования у детей чувства сопричастности к решению вопросов по сохранению природы.

Задачи:

Образовательные.

1. Способствовать расширению и обобщению знаний и представлений детей о Красной книге, заповедниках и других способах сохранения природы.

2. Способствовать расширению представлений детей о животных и растениях леса, занесенных в Красную книгу.

3. Обеспечить условия для расширения словарного запаса детей.

4. Создать условия для формирования у детей экологической культуры, основ правильного поведения в природе.

Развивающие.

1. Способствовать развитию внимания, памяти детей, умения обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

2. Создать условия для развития связной речи.

Воспитательные.

1. Создать условия для воспитания у детей трепетного и заботливого отношения к миру природы, её представителям.

2. Содействовать развитию у детей доброжелательных отношений друг с другом.

Оборудование и материалы.

Два конверта желтого и черного цветов, компьютер, слайды с живописными фотографиями природы и изображением следов экологической катастрофы, аудиозапись с умиротворяющими звуками природы и с тревожной музыкой, иллюстрации с изображением редких видов животных и растений и уже истребленных, аудиозапись с музыкальной зарядкой, экологические знаки, карточки с редкими видами растений (венерин башмачок, сон-трава, желтая кубышка, ландыш, подснежник, бумага для изготовления экологических знаков, краски, кисти.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций, фотографий с редкими и исчезающими животными и растениями, плакатов по охране природы; беседы; заучивание и проведение гимнастики для глаз по тематике; дидактическая игра с использованием экологических знаков, дидактическая игра «Что дала природа», «Цветы Красной книги», посещение Приокско-Террасного заповедника, музея и зубрового питомника.

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный и мотивационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Сегодня вы можете превратиться в маленьких ученых и сделать открытие. Каким оно будет, вы расскажите в конце нашего разговора.

Вы готовы к превращению? Закройте глаза…

Взмахом палочки волшебной,

В ученых превращаться будем.

Мы природы мир откроем,

О котором не забудем.

Открывайте глаза. Маленькие ученые, готовы к открытиям?

Сначала нужно посмотреть почту. Пришли два письма, на конвертах написано: «маленьким ученым». От кого пришли письма, неизвестно. Откроем их?

2. Основная часть.

(Под звуки умиротворяющей музыки дети смотрят слайды с фотографиями из желтого конверта с прекрасными видами природы)

В. : Что вы увидели?

Дети: Горы, море с рыбками, животных в лесу, цветы, лес, грибы, ягоды, радугу.

В. : Как одним словом можно это назвать?

Д. : Природа.

В. : Красивая, щедрая, удивительная природа, подарившая человеку всё. Поиграем в игру

«Что дала природа?» (Воспитатель предлагает детям выбрать из множества предметных картинок те, на которых изображено созданное природой: молоко, фрукты, ягоды, соль, предметы мебели, бумага, овощи, крупа)

В. : Молодцы! Хотите посмотреть фотографии из второго конверта? (Да)

(Под звуки тревожной музыки – слайды с изображением браконьера, вырубленного леса, лесного пожара, пустого птичьего гнезда, гор мусора, выброшенной на берег рыбы)

В. : Так поступает с природой человек! Строит заводы, которые выбрасывают в воздух и в реки ядовитые вещества, вырубает леса, уничтожает растения и животных.

В. : Как вы думаете, кто мог прислать эти письма?

Д. : Ученые, мама, папа, люди, которым жалко природу.

В. : Что общего у этих людей? Какие они?

Д. : Они добрые.

В. : Вспомним о «Доброте»

Пальчиковая гимнастика «Доброта».

Если пальчики грустят – доброты они хотят. (Пальцы плотно прижимаем к ладони)

Если пальчики заплачут – их обидел кто-то

значит. (Трясем кистями.)

Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем. («Моем» руки, дышим на них)

К себе ладошки мы прижмем, (Поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)

Гладить ласково начнем. (Гладим ладонь другой ладонью.)

Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко. (Скрестить пальцы, ладони прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат.)

Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать. (Каждый палец зажимаем в кулачке.)

В. : Добрые и неравнодушные люди заботятся о природе – добиваются того, чтобы заводы не выбрасывали в воздух и воду ядовитые вещества, строят мусороперерабатывающие заводы, запрещают вырубать леса, создают заповедники, создали особую книгу, в которую заносят редкие и исчезающие виды птиц, животных, растений. Как называется эта книга? (Красная книга) Почему у нее такое название? (Ответы детей).

В. : Молодцы! Красная книга охраняет, защищает тех, кто в нее занесен. И очень строго наказываются те люди, которые продолжают истреблять редкие виды растений и животных. Строгость эта нужна, потому что уже многие растения и животные по вине человека исчезли с лица Земли. Остались от них только фотографии, размещенные на черных страницах Красной Книги. Черные страницы могут рассказать о морской корове, уничтоженной из-за вкусного мяса; бескрылой гагарке – нелетающей птице, которую истребили из-за мяса и знаменитого пуха. (Показ фотографий исчезнувших животных)

Воспитатель читает стихотворение Д. Родович

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. И вместе с птицами, занесенными в Красную книгу, сделать зарядку. (Фотографии птиц вывешены на доске)

Музыкальная гимнастика. (Дети подражают движениям черного аиста и большой белой цапли).

Вот теперь ты будешь аист.

Вверх и вниз крылом маши.

Аист высоко летает.

Руки плавно, не спеши.

По болоту ходит цапля,

Руки-крылья за спиной.

Вот лягушка! Клювом цап её!

Помотали головой. Проглотили,

Наклонились, получилась буква Г.

Походили, покормились, постояли на ноге.

Д. : Спасибо птичкам за зарядку!

В. : Черный аист - скрытная, осторожная птица, она не любит общаться с человеком и селится в глухих лесах, заповедных зонах, где её покой никем не будет нарушен. В Московской области за последние 20 лет не было случаев гнездования этой уникальной птицы. А вот в Приокско-Террасном заповеднике, в который мы ездили на экскурсию, ученые обнаружили пару черных аистов, занимающихся строительством гнезда. Ученые говорят, что только соблюдение заповедного покоя дает надежду на то, что аисты останутся здесь надолго. Обычно, аист использует одно и тоже гнездо более 10 лет подряд, каждый год его ремонтируя и подновляя.

Кого из редких, занесенных в Красную книгу, животных вы наблюдали в заповеднике?

Д. : Зубров.

В. : Вы видели, какой это крупный и тяжелый бык. Летом он питается травой, а зимой корой и ветками деревьев. Вы помните, чем кормили зубров в питомнике?

Д. : В питомнике люди дают зубрам сено, морковь и свеклу.

В. : В природе у взрослого зубра, кроме человека, нет врагов. Именно люди почти 100 лет назад убили последнего дикого зубра. И на Земле остались лишь несколько десятков быков, которые жили в зоопарках и заповедниках. Ученые стали выращивать зубров в питомниках и спасли этот вид от исчезновения.

В Красную книгу занесены и охраняются в Приокско-Террасном заповеднике рысь обыкновенная, филин, некоторые виды дятлов. (Показ фотографий животных)

В. : Но не только животные нуждаются в защите, в Красную книгу включены и растения. Вспомним о некоторых из них.

Проводится гимнастика для глаз. (Карточки с растениями, занесенными в Красную книгу, расположены на стене)

В. : Вы ищите глазками карточку с ответом на загадку.

1. Я в лесу нашла цветок

Он похож на башмачок.

В Красной книге он, друзья.

Значит рвать его нельзя. (Венерин башмачок)

2. Фиолетовый цветок,

И пушистый стебелек.

Тихий нежный перезвон,

Так и клонит, клонит в сон. (Сон-трава)

3. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)

4. Первым вылез из землицы на проталинке,

Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)

5. Чашки и блюдца не тонут и не бьются. (Желтая кубышка)

В. : Все цветы, занесенные в Красную книгу, страдают от своей красоты. Если вы окажетесь в лесу, у реки, никогда не рвите их, помните

Что не будет красоты, и не будет доброты,

Если только я и ты, если мы сорвем цветы.

Природу необходимо беречь и охранять, чтобы не только мы, но и все последующие поколения могли ею любоваться.

Сегодня мы узнали как люди, ученые пытаются сохранить богатство природы. А что вы можете сделать для её сохранения?

Дидактическая игра «Экологические знаки»

Дети перечисляют правила поведения в природе, воспитатель, вслед за их рассуждениями, вывешивает экологические знаки.

Выясняется, что дети назвали больше правил, чем есть знаков.

(Например, не залезай в лесу на деревья, не разоряй муравейники; не стреляй из рогаток в птиц; мыть автомобиль на берегу реки нельзя)

Воспитатель предлагает дорисовать недостающие знаки или придумать новые.

Рефлексия.

Работы детей вывешиваются, они по очереди рассказывают, что обозначает их экологический знак.

Вам понравилось быть маленькими учеными? Почему? (Ответы детей)

Что интересного сегодня узнали, какое открытие совершили? (Ответы детей)

Зачем нужно охранять и беречь природу? (Ответы детей)

В. : Именно от вас, от того, как сильно вы будете любить природу, что хорошего сможете сделать для неё, зависит будущее нашей красивой, уникальной планеты.

Конспект организованной образовательной деятельности в рамках проекта «Прикоснись к природе»
Публикации по теме:

«Прикоснись к природе всем сердцем» Как известно проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия.

Конспект организованной образовательной деятельности «В гостях у сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26» Конспект организованной образовательной деятельности.

Конспект НОД в образовательной области «Речевое развитие» для детей 4–5 лет «Путь к солнышку с доктором Плюшева» Конспект непосредственной - образовательной деятельности в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие» должность воспитатель.

Конспект организованной музыкальной деятельности с элементами интеграции «Ноябрь это…» в рамках проекта «Осенние чудеса» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие». Цель. Формирование.

Конспект организованной образовательной деятельности «Наш космодром» Фамилия, имя, отчество автора: Данилова Алина Вениаминовна Занимаемая должность: воспитатель Наименование ДОУ: МБДОУ «Детский сад № 10.

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Изготовление народной куклы-оберега «Девкина забава» Программное содержание: -Продолжать знакомить детей с русскойнародной культурой:дать.

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» во второй младшей Тема: «Путешествие в страну Смешариков» Цель: Ознакомление детей с правилами дорожного движения. Образовательные задачи: 1. Продолжать формировать.

Конспект организованной образовательной деятельности «Транспорт» Конспект организованной образовательной деятельности с воспитанниками второй группы раннего возраста. ОО «Речевое развитие». Развитие речи.

Конспект организованной образовательной деятельности «Животные» Конспект организованной образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий (игровой и здоровьесберегающей.

Программа по экологии «Прикоснись к природе сердцем!»Программа по экологии «Прикоснись к природе сердцем!» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. УСМАНИ ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ педагогическим советом.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности в рамках проекта «Прикоснись к природе»
Опубликовано: 21 февраля 2017 в 00:56
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 апреля. День пасхального кролика на МААМ

Кто такой пасхальный кролик, как он спас Ноев ковчег и почему стал символом пасхального торжества — на эти интересные темы можно поговорить с детьми в преддверии Пасхи да еще смастерить с ними к празднику...

Звездопад на МААМ

Международный образовательный портал МААМ всегда рад не только авторам публикаций, но и постоянным читателям. Ежедневно в блогах участников нашего сообщества появляются что-то интересное, оригинальное,...

Конспект родительского собрания. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через...
Родительское собрание во второй младшей группе №1 «Сказка» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» [/b] Цель:...
Конспект НОД «День чая» во второй младшей группе
Планирование работы НОД «Познавательное развитие» во второй младшей группе по теме: «День чая». Цель: познакомить детей с разными видами чая ( черный,...
Мастер-класс по изготовлению сувенира из фетра «Пасхальный цыплёнок»
Пасхальное яйцо Посмотрите, что за чудо Положила мама в блюдо? Тут яйцо, но не простое: Золотое расписное, Словно яркая игрушка! Здесь полоски,...