Татьяна Литвиненко
Экологический проект «Птицы возвращаются домой» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно-творческий.
Вид проекта : старшая и подготовительная группы
Продолжительность: краткосрочный (недельный)
Возраст : от 5 до 7 лет
Участники: педагоги, дети и родители.
Актуальность: в современном мире птицам постоянно угрожает множество опасностей: растущая промышленность, загрязненная среда обитания и сам человек. Некоторым видам пернатых грозит полное исчезновение – вымирание. Под охраной природы мы понимаем заботу о ней и ее бережное использование. Цель охраны птиц состоит в том, чтобы не только защитить редкие и исчезающие виды, но и заботливо относится к более многочисленным и распространенным видам, чтобы и они не стали редкостью. Птицы должны охраняться законом. И такой закон есть. Еще 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц. Россия присоединилась к данной конвенции в 1927 году, однако массово этот праздник стали отмечать с 1994 года, благодаря усилиям энтузиастов – орнитологов «Союза охраны птиц России».
Публикация «Экологический проект „Птицы возвращаются домой“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Задачи:
• продолжать знакомить с птицами родного края – Сибири и Прибайкалья;
• продолжать знакомить с особенностями внешнего вида;
• расширять представления детей о способе питания и образе жизни.
Цели:
• уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, способах питания, особенностях внешнего вида;
• закрепить с детьми названия птиц, стремление больше узнать о них, об их жизни в весенний период;
• научить выделять и называть их характерные особенности; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещении;
• показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны;
• развивать воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь, умение отгадывать загадки;
• воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, любовь к родной природе;
• формировать представления о том, что человек – часть природы, и он должен беречь. Охранять и защищать ее;
• вызвать удовольствие от общения с природой.
Реализация проекта через все направления развития ребенка: социально-коммуникативное; познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое.
Подготовительный этап:
- определение уровня знаний детей о птицах ;
- анкетирование родителей;
- определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов;
- подбор необходимой литературы по данной теме.
Формы и методы работы:
-НОД;
- игры-ситуации;
- беседы;
- выставки рисунков и поделок;
- экскурсии в природу;
- просмотр мультфильмов, презентаций;
- викторины;
- консультации.
Необходимые условия реализации проекта :
- интерес детей и родителей;
- материальное обеспечение проекта;
- методические разработки;
- интеграция со специалистами детского сада.
СТАРШАЯ ГРУППА
утро НОД прогулка вечер
понедельник 1. Утренняя гимнастика: разминка «Цапля»
2. Сюрпризный момент - на отдельном столике поместить кормушку для птиц и разные виды корма (пшено, семечки, хлебные крошки) – «Для кого корм?»;
3. Совместно с детьми рассмотреть иллюстрации, картины, фотографии с изображение птиц;
4. Настольно - печатная игра «Птичий базар»;
Х-Э развитие
Конструирование из бумаги (по типу оригами) «Грачи прилетели»
1. Наблюдение за птицами на территории детского сада
2. П/игры «Совушка», «Ворон», «Гуси-лебеди»
3. Труд – покормим птиц на участке 1. С/р игра «Птицеферма»
2. Х-Э развитие – работа с карандашом и штампом «Птицы клюют зерно»
3. Д/игры «Кукушкино имя», «Найди свою группу»
вторник 1. Предложить для рассматривания иллюстрации, журналы «Птицы» 2. Утренняя гимнастика «Разминка для цапли»; 1. Х-Э развитие – лепка
«Птицы на кормушке»
2. П развитие - математика
1. Составление фигур птиц с помощью счетных палочек.
2. П/ игра «Птички в гнёздышках 1. Наблюдение за птицами на участке детского сада.
2. Проверить кормушки для птиц, насыпать свежих крошек, пшено, семечки.
3. Д/игры «Летает – не летает», «Кому какой корм?», «Чей клюв?», «Собери картинку», «На кормушке»
4. П/ игры: «Птички в гнёздышках»,
«Воробушки и кот»,
«Перелёт птиц».
1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Чужое яичко»
2. Предложить детям для раскрашивания альбом «Птицы».
3. Д/игра «Четвертый лишний»
среда 1. Утренняя гимнастика: разминка «Цапля»
2. Предложить для рассматривания в книжном уголке книги о птицах, энциклопедии 3. Игра на внимание «Какой птицы не стало»
4. П/игра «Назови, какие птицы прилетели» (с мячом)
Р-Р Беседа по рассказу «Скворцы» А. Куприн
2 часть – игровое упражнение «Один – много»
Х-Э развитие пение русской народной пение «Сорока»
1. Наблюдение за вороной: внешний вид и повадки птицы.
2. Д/ игра «Ворона»
3. Подвижная игра: «Вороны и гнёзда»
4. Рисование на земле палочками «Птицы нашего участка».
1. Учить детей отгадывать загадки о птицах.
2. Д/ игры «Летает - не летает», «Кому какой корм?», «Чей клюв?», «Узнай, чьи следы?»
четверг 1. Слушание аудио - записей «Голоса птиц».
2. Д/игра «Совушка»
3. Настольно – печатная игра «Птичий базар»;
4. Чтение стихотворения В. Звягина «Воробышки»;
5. Презентация «Птицы родного края» Х– Э развитие :
Рисование «Сказочная птица» (по мотивам хохломской росписи)
1. Наблюдение за птицами на участке детского сада: сравнение воробья и вороны.
2. Подвижные игры «Гуси – лебеди», «Птички в гнёздышках», «Воробушки и кот»,
«Перелёт птиц».
1. Чтение рассказа: «Про кого расскажет грач» И. Гурина
2. Х-Э развитие
(конструирование из бумаги по типу оригами)
«Грачи прилетели»
пятница 1. Рассматривание чтение и рассматривание иллюстраций в книге В. Бианки «Чей нос лучше»
2. Р-р: заучивание наизусть закличек, пословиц, поговорок о птицах
Х-Э развитие (ручной труд) коллективная аппликация с использованием нетрадиционной техники – ПЭЧВОРК (лоскуты ткани) «Птица Гамаюн»
1. Наблюдение за птицами на участке
2. Напомнить детям приметы о птицах.
3. П/ игры «Птицы прилетели»,
«Воробушки и кот»,
«Перелёт птиц».
1. Индивидуальная работа в уголке изодеятельности- рисуем знакомых птиц
2. Чтение А. Толстого «Сорока»
3. Вечер загадок про птиц
4. П/игра «Веселый воробей»
Итоговые мероприятия:
• Викторина для детей : «А знаешь ли, ты мир птиц?»
• Коллективная аппликация с использованием нетрадиционной техники – ПЭЧВОРК (лоскуты ткани) «Птица Гамаюн»
Работа с родителями:
• организовать конкурс рисунков и плакатов «Помогите птицам!»;
• поделки из бросового (природного) материала «Птицы родного края»;
• участие в создании групповой мини-библиотеки «Эти разные птицы!»;
• изготовление книжек-самоделок о птицах ;
• организация на участке «Птичьей столовой» с ежедневной подкормкой птиц;
• заочная экскурсия «По страницам Красной книги»;
• рекомендовать родителям почитать с детьми стихотворения «Воробьи и кот», «Наши друзья» Л. Н. Толстой;
рассказы: «Кукушка» А. Ремезов, «Скворцы» А. Куприн, «Чей нос лучше» В. Бианки.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
утро НОД прогулка вечер
Понедель-ник 1. Внести в группу для рассматривания картинки, книги, фотографии «Птицы», «Птицы Прибайкалья»,
под звучание аудиозаписи «Голоса птиц». Сообщить детям тему недели.
2. Д/ игры «Летает - не летает», «Кому какой корм?», «Чей клюв?», «Узнай, чьи следы?»
3. Вспомнить стихи русских поэтов о птицах.
Наблюдение птиц из окна
Утренняя гимнастика «Разминка для журавля»
Р-Р беседа с использованием мнемотехники
(мнемотаблицы)
«Как живут наши пернатые друзья в лесу»
1. Наблюдение за птицами на участке
2. Напомнить детям приметы про птиц.
3. Подвижные игры «Птицы прилетели»,
«Воробушки и кот»,
«Перелёт птиц».
1. Учить детей отгадывать загадки о птицах.
2. Чтение из книги М. С. Прокопенко «Когда смеются птицы»
3. Индивидуальная работа: «Рисуем птиц Сибири».
вторник 1. Рассматривание в книжном уголке книг о природе родного края, энциклопедий о птицах, об охране природы
(«Красная книга»)
2. Утренняя гимнастика «Разминка для журавля»
3. Р-р: заучивание наизусть закличек, пословиц, поговорок о птицах
4. Презентация «Птицы родного края»
Х-Э развитие (рисование красками)
«В гости к весне»
1. Наблюдение за вороной: внешний вид и повадки птицы.
2. Дид/игра «Ворона»
3. Подвижная игра «Вороны и гнезда»,
«Птицы прилетели»,
«Воробушки и кот»,
1. Рассматривание альбомов «Птицы Сибири», «Птицы родного края» в уголке природы.
2. Составление устных рассказов «Я хочу защитить…»
3. Изготовление книжек-малышек о птицах родного края
4. Хороводная игра «Веснянка»
среда 1. Предложить детям для рассматривания наборы открыток и плакатов «Птицы».
2. Игра на детских музыкальных инструментах «Птички» муз. Е. Тиличеевой.
3. Чтение детям стихотворений о птицах из книги Т. А. Шорыгиной «Птицы»
4. Утренняя гимнастика «Разминка для журавля»
Речевое развитие «Птицы весной»
1. Д/ игры «Собери картинку», «На кормушке».
2. Наблюдение за птицами на территории детского сада:
трясогуска.
3. Проверить кормушки для птиц, насыпать свежих крошек, зерна.
4. Подвижные игры: «Перелет птиц», «Я знаю пять названий птиц…»
1. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Чужое яичко»
2. Клуб юных художников «Я рисую птицу…»
3. Имитационные игры «Изобрази птицу»
4. Изготовление макета «Наша кормушка»
четверг 1. Слушание аудиозаписей «Голоса птиц»
2. Дид/ игра «Совушка»
3. Настольно-печатная игра «Собери изображения птиц»
4. Утренняя гимнастика «Разминка для журавля»
Х-Э развитие (нетрадиционное рисование - по мокрому листу акварелью) «Совушка - сова»
1. Наблюдение за птицами на участке детского сада: сравнение воробья и синицы.
2. Дид/ игры «Кукушкино имя», «Какой птицы не стало?», «Четвертый лишний»
3. Подвижные игры «Гуси - гуси»…
4. Труд – насыпать корм в кормушки
1. Чтение рассказа И. Гурина «Про кого расскажет грач»
2. Рассматривание книг о птицах родного края в уголке книг
3. Заучивание стихов к празднику
пятница 1. Рассматривание иллюстраций в книге В. Бианки «Чей нос лучше»
2. Музыкальная гостиная «Птицы в музыке»
3. Утренняя гимнастика «Разминка для журавля»
Х-Э развитие (конструирование из бумаги-оригами) «Птички»
1. Чтение художественной и познавательной литературы, беседы о прочитанном
2. Индивидуальная работа в уголке изодеятельности – «Рисуем любимых птиц»
Итоговое мероприятие:
Праздник «Этот удивительный мир птиц»,
с запуском цветных воздушных шаров с птичками в небо.
Работа с родителями:
• Создание групповой мини-библиотеки «Такие разные птицы»
• Изготовление поделок из бросового (природного) материала
«Птицы нашего участка»
• Выставка семейного творчества «Птичий вернисаж» (плакаты, листовки)
• Пополнение аудиотеки «Голоса птиц»
• Создание картотеки стихов о птицах
• Создание подборки презентаций о птицах
• Заочная экскурсия «По страницам Красной книги» (птицы Сибири)
• Консультация «Международный день птиц»
• Изготовление листовок – обращений, информационных плакатов «Берегите лес!», «Как сделать скворечник?»
• Создание «Птичьего патруля»
• Оформление зала шарами, плакатами, поделками, листовками к празднику «Удивительный мир птиц!»
• Праздник с участием родителей «Этот удивительный мир птиц!»
Ожидаемый результат:
- у детей сформирована система знаний о птицах Сибири;
- созданы необходимые условия в группах по формированию целостного представления о жизни птиц;
- у детей появилось желание беречь и охранять птиц родного края.
Трансляция проекта :
- на педагогическом совете ДОУ;
- на методическом объединении.
Перспективы проекта :
В дальнейшем планирую разработать проект «Птицы родного края»