Вера Киселёва
Экологический проект «Огородник» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство-начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определёнными формами поведения ребёнка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности.
Публикация «Экологический проект „Огородник“ в старшей группе» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Учитывая специфику нашего региона, особое внимание в своей работе я уделяю экологическому воспитанию детей, делая большой упор на становлении понимания и пререживания ребёнком своего единства и неразрывной связи с живой природой земли.
Наше дошкольное учреждение работает по программе
"Воспитание и обучение в детском саду" (М. А. Васильевой) и авторской программе "Юный эколог" (Л. А. Репникова). Для полного и тесного единения детей с природой старшей группы разработала проект, рассчитанный на годичное изучение.
Экологический проект Тема: "Огородник"
Цель проекта:
Формирование первоначальных практических навыков рационального природоиспользования как средство развития основ экологической культуры.
Задачи проекта:
1. Расширить и углубить представления о растениях, как представителях живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях-питание, дыхание, движения, рост).
2. Систематизировать и обобщать представления об условиях среды, к которым приспособились растения.
Модель реализации проекта.
Основные направления работы с детьми.
-Диагностика (определение уровня умения и знания детей по экологии).
-Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
-Самостоятельная деятельность ребёнка.
-Уход за комнатными растениями.
-Выращивание "огорода на окне".
-Экскурсии и наблюдения.
-Опыты и эксперименты.
-Ознакомление с окружающим.
-Развитие речи.
-Художественная литература.
-Изообразительная деятельность.
-Театрализованное представление экологических сказок.
-Игра.
-Досуги и развлечиния.
Методическое сопровождение:
-Картотека дидактических игр по экологии.
-Подборка наблюдений в природе.
-Подборка экологических загадок.
-Конспекты занятий, бесед, развлечений.
-Консультационный материал для родителей.
Сотрудничество с родителями:
-Участие в природоохранных акциях (уборка территории детского сада).
-Совместная работа детей и родителей "Осенние фантазии", "Овощная сказка".
-Помощь в оборудовании и о оснащении экологического уголка в группе.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Уголок экологии в группе.
Твои листья в верху лучистом
Твои корни в земле, где тьма
Моё дерево ты ветвисто,
Как и бурная жизнь твоя.
2. Методический инструментарий.
3. Наглядный материал:
-Настольно-печатные игры по экологии;
-Дидактические игры по экологии;
-Плакаты, сюжетные картинки;
-Сотрудничество с краеведческим музеем Купинского района.
Этапы реализации проекта:
1-ый этап-зима.
Завели альбом "Невидимые ниточки природы", в котором рассказывали о связях и закономерностях природы. На первой странице альбома поместили фотографии с изоображением зимы, которые были сделаны родителями совместно с детьми.
Что за чудо-зимний лес,
Сколько сказочныхчудес!
В сказке этой я лесной,
Сон иль явь передо мной?
Вот берёз роскошный ряд,
Шали белые горят
Серебром-а вот в сторонке
В шубах ёлочки-девчонки.
Ах, какая тишина,
Бело- белая страна!
А так же поместили наблюдения детей (в рисунках).
Прослушивали музыку П. И. Чайковского "Времена года", романс "Берёза" (музыка В. Весёлова, ст. С. А. Есенина).
Заучивали стихи С. Д. Дрожжина, Ф. Тютчева.
2-ой этап-весна.
Провела сюжетно- ролевую игру "В гости в огород",целью которой было познакомить детей с изменениями, происходящими в природе ранней весной. Отметили, что условия для жизни растений становятся с каждым днём лучше, поэтому они оживают: набухают и затем распускаются почки на деревьях, вырастает заново трава. Разучили стихотворения Т. Белозёрова:
Плакала Снегурочка,
Зиму провожала.
Шла за ней и плакала
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники-
Снегурочкины слёзы.
Провела экскурсию в огород. Во время прогулки наблюдая отметили приметы весны: как измениласьземля, изменения происходящие с растениями весной. Расмотрели первые весенние цветы.
Разучили стихотворение Е. Серова.
Расцвели подснежники
Да в леске, да в леске.
Скоро всей земелюшке
Быть в цветах, быть в венке.
При проведении дидактической игры "Для чего нужны семена" составили модель развития растений. Посадили семена для рассады, чтобы проверить всхожесть. Гуляя на участке с детьми, мы заметили, что на дорожке травы нет.
Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожке земля твёрдая, а рядом-на обочине-рыхлая. Вместе с ребятами делаем вывод, раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через неё пробиться.
3-ий этап-лето.
Посадив огурцы на грядке,задала вопрос детям: "Что надо делать дальше, чтобы появились всходы"? Предложила провести опыт: одну грядку поливать каждый день, а другую раз в неделю. Одни всходы рыхлить, а другие нет. В течение лета дети работали на своём экспериментальном участке.
Что растёт на грядке
Огурцы,горошик сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб,
Есть редиска и салат
Наша грядка просто клад.
Все свои наблюдения заносили в альбом.
4-ый этап-осень.
В течении работы на огороде, я старалась детям не навязывать своих советов и рекомендаций, а ждала когда ребёнок испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Давала ответ не сразу в готовом виде, старалась разбудить самостоятельную деятельность детей.
Собираем в августе
Урожай плодов
Много людям радости
После всех трудов.
Сбор и засолку огурцов производили вместе с родителями. На итоговом занятии, расмотрев свои рисунки сделанные во время наблюдений, дети пришли к выводу, что для хорошего урожая и роста растениям надо: свет, тепло, вода и уход (прополка от сорняков, рыхление).
Чтобы здоровым, сильным быть
Надо овощи любить
Все без исключения
В этом нет сомнения.