Марина Лесных
Экологический проект «Удивительный мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : творческо-информационный
Продолжительность проекта : средней продолжительности
(с 01.03.2017 г. – по 31.03.2017 г.)
Участники проекта : дети II младшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта : в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой и неживой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Публикация «Экологический проект „Удивительный мир природы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Цель проекта : формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру, воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
Задачи проекта :
- дать детям знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием жи-вотного и растительного мира родного края, показать неповторимость и красоту родной природы;
- расширять представления об охране природы, о бережном отношении к ней.
- способствовать развитию понимания детьми неразделимого единства человека и природы, понимания общечеловеческой ценности природы;
- расширять общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей.
Ожидаемые результаты проекта :
-расширение знаний о растительном и животном мире;
-бережное отношение к природе, овладение навыками экологически безопасного поведения в природе;
-формирование стремления к исследованию объектов природы;
-развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной ак-тивности, коммуникативных навыков.
Роль родителей в реализации проекта :
Помощь в изготовлении кормушки для птиц, участие в конкурсе рисунков на тему: «Берегите природу!», помощь в оформлении проекта.
Продукт проектной деятельности :
1. Система занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие экологических представлений;
2. Картотека дидактических игр по теме проекта;
3. Аппликации, рисунки, поделки детей;
4. Консультация для родителей «Учите детей любить природу»;
5. Фотоколлаж «Мы познаём природу».
Формы и методы работы в процессе реализации проекта :
-Познавательные беседы
-Дидактические игры
-Проведение наблюдений за объектами живой и неживой природы
-Подвижные игры
-Сюжетно-ролевые игры
-Образовательная деятельность
-Организация экскурсий
-Совместная деятельность детей и родителей (изготовление кормушек, рисование)
-Чтение произведений о животных и растениях
-Продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликации и др.
-Оформление материалов проекта
План реализации проекта :
1 этап – подготовительный: формулировка проблемы проекта; постановка цели и принятие задач проекта; планирование деятельности; подбор материально – технического оснащения и литературы.
2 этап – организационный: распределение обязанностей и ролей; организационные формы работы над проектом, включающие интеграцию образовательных областей, осуществляющуюся в процессе совместной деятельности взрослого с ребёнком и са-мостоятельной деятельности детей.
3 этап – формирующий: оказание детям практической помощи в формировании у них знаний, умений и навыков по теме проекта.
4 этап – итоговый: подведение итогов реализации проекта; обобщение опыта работы над проектом; изготовление фотоколлажа «Мы познаём природу»; постановка новой проблемы; перспективы развития.
Содержание работы в процессе реализации проекта :
Социализация:
Дидактические игры:
Дидактическая игра «Природа – не природа».
Цель: Ввести понятия живая и неживая природа
Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.
Дидактическая игра «Угадай по описанию», «Чей цветок?»
Цель: закрепление знаний о первоцветах, обогащение словаря
Дидактическая игра «Найди, кого назову»
Цель игры: найти предмет по слову-названию.
Игровое действие: искать детёнышей животных по слову-названию.
Дидактическая игра «Птицы нашего края»
Цель игры:
Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Дидактическая игра «Кто в домике живет?»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Сюжетно-ролевые игры:
Сюжетно-ролевая игра «Садовник»;
Цель: формирование представлений о роли комнатных растений в жизни человека.
Сюжетно-ролевая игра «Двор домашних животных»
Цель: учить разделять животных на диких и домашних, называть детенышей.
Сюжетно-ролевая игра «Котенок у врача»
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость.
Конструкторские игры:
«Загон для лошадей»
Цель: Учить огораживать пространство высоким забором, учить приёму ставить кирпичики на длинную узкую грань.
«Домик»
Цель: Учить строить домик, забор вокруг него, обыгрывать различные ситуации вокруг домика с зверюшками и мелкими предметами.
«Кормушка»
Цель: учить строить кормушку для птиц с помощью пластилина и спичек, воспиты-вать желание покормить птиц.
Познание
Беседа на тему: «Что такое природа?»
Цель:
Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.
Развивать память и мышление детей.
Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Беседа "Что мы знаем о домашних животных"
Цель: Продолжать знакомить детей с домашними животными, рассказать о том какую пользу они приносят, учить отражать полученные впечатления в речи.
Коммуникация. Развитие речи.
Беседы на темы: «Деревья нашего края», «Почему надо беречь природу?», «Как мы можем помочь сохранить красоту родной природы?».
Загадки о природе живой и неживой.
Рассматривание картин «Кошка с котятами», «Собака со щенками», «На ферме», «В конюшне»;
Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок лекарственных растений, до-машних животных и их детёнышей.
Беседа о внешнем виде, образе жизни, питании, проживании, уходе за дом животными.
Словесные игры: «Чей хвост? Чья голова?», «Посчитай детёнышей», «У кого кто?», «Назови ласково», «Составляем загадки»
Образовательная деятельность
Тема: Большие и маленькие звездочки.
Цель: Продолжить знакомство с объектами неживой природы : небом, солнцем, месяцем, звездами; воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, культуру поведения
Тема: Все сосульки плакали (рисование)
Цель: Учить ритмично наносить мазки, располагая их на листе бумаги в соответствии с направлением сосулек; развивать навыки работы кистью, различения предметов по величине, умение образно воспринимать цветовые пятна; воспитывать эмоциональное восприятие природных явлений, интерес к рисованию.
Тема: Едем в гости к бабушке
Цель: Познакомить с признаками весны: солнышко светит ярче, звенит капель, на дорожках тает снег.
Тема: Кто живет рядом с нами? (Приложение № 1)
Цель: Познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных и их детенышей по описанию; воспитывать заботливое отношение к домашним животным.
Тема: Солнечные зайчики.
Цель: Расширить представления о явлениях неживой природы : солнечный свет, сол-нечное тепло; учить устанавливать зависимость состояния природы от смены времен года; воспитывать бережное отношение к природе, желание сохранять ее красоту.
Тема: Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?»
Цель: Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна»; учить называть признаки времен года.
Тема: Светит солнышко (рисование)
Цель: Учить передавать образ яркого солнца цветовым пятном, располагая рисунок в середине листа, закрашивать круглую форму слитными линиями сверху вниз или слева направо всем ворсом кисточки; закреплять умение правильно держать кисточку; формировать аккуратность
Тема: Большие и маленькие птицы на кормушке (лепка) (Приложение № 2)
Цель: Формировать желание передавать в лепке образ птицы, форму частей тела, головы, хвоста; развивать умение рассказывать о том, что сделали.
Тема: Цыплёнок (аппликация)
Цель: Воспитывать самостоятельность; закреплять умение наклеивать голову, туло-вище, клюв, создавая форму.
Чтение художественной литературы.
Чтение стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья».
Е. Чарушин «Усатый полосатый».
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Коза-дереза».
Рассказы, стихи, загадки, сказки о растениях, животных.
Заучивание наизусть стихотворения «У меня живёт козлёнок».
Чтение В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Прогулка
Тема; «Наблюдение за весенними изменениями в природе»
Цель: Формировать понятия о явлениях природы (увеличение дня, убывание ночи, иней, заморозки).закреплять знания о солнце (светит, греет).
Тема: «Наблюдение за птицами на территории д/c»
Цель: Расширение представлений детей о птицах, их образе жизни, отличительных особенностях внешнего вида, о пользе, которую они приносят
Тема: «Наблюдение за почками на деревьях и кустах, беседа о том, что происходит с растениями весной»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе формирования пред-ставлений о деревьях и кустарниках
Трудовая деятельность.
Изготовление кормушек вместе с родителями, покормить птиц, уход за комнатными растениями, за рассадой на окне.
Консультация для родителей «Учите детей любить природу»
Настольные игры:
Настольная игра «Как зовут тебя деревце?»
Цель: Знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами. Развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Настольная игра «Ферма»
Цель: закреплять знания о домашних животных
Музыкальная деятельность
Прослушивание грамзаписи П. И. Чайковского «Вальс цветов», разучивание песни «Весна-красна идёт»
Цель: Учить восприятию красоты природы с помощью музыкальных произведений.
Песня с движениями «Цыплята» муз. Филлипенко.
Цель: Формирование у детей представления о характерных особенностях образа петуха и цыплят с помощью выразительных средств музыки, поэтического слова, изобразительного искусства.
Экологическое развлечение на тему : «Путешествие по лесным тропинкам» (Приложение № 3)
Цель: Формирование элементарных экологических знаний и представлений у детей. Воспитание любви к природе, чувства доброго, бережного отношения ко всему живому.
Рисование на тему «Берегите природу!»
Цели: Расширять представления детей о растительном и животном мире.
Учить отображать в рисунке собственные замыслы.
Развивать творческие способности, воображение.
Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.
Рисование цветов, раскрашивание животных.
Выставка рисунков.
Безопасность.
Беседы на тему: «Осторожно, сосульки!», «Домашние животные наши друзья»
«Не трогать незнакомых животных!», «Мой руки после ухода за животными!»,
«Не обижай животных!»
Художественно-творческая деятельность.
Лепка: «Кошка», «Медвежонок»
Цель:
Учить детей передавать сходство с общей формой реального предмета,
передавать характерные особенности животного: овальное туловище, круглая головка. Закреплять умения лепить, используя разные приемы: оттягивания, сплющивание. Воспитывать самостоятельность, активность.
Рисование: «Мячики для котят», «Цветы для мамы», «Деревья в лесу»
Цель: Продолжать учить детей рисовать карандашами круглые предметы. Закреплять знание основных цветов. Развивать эстетическое восприятие, создать у детей радостное настроение. Воспитывать аккуратность, желание помочь.
Аппликация: «Птичий двор», «Цыплёнок», «Букет цветов»
Закреплять знания детей о домашних птицах.
- учить детей наклеивать готовые формы в определённой последовательности.
- воспитывать аккуратность при работе с клеем
- развивать мелкую моторику рук
Физическая культура:
Подвижная игра «Воробушки и кот»
Цель: Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга,
начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
«Кот и мыши»
Цель:
Приучать бегать детей легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга;
ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.
Итог проекта «Удивительный мир природы»
Проект позволил детям расширить знания о живой и неживой природе родного края.
С поставленными целями и задачами справились. Закрепляли пройденный материал через продуктивную и игровую деятельность, через чтение художественной литературы.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, заботиться о животных, птицах. Любить свой край, любить природу!
Литература
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические реко-мендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
3. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Про-грамма и конспекты занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
4. Лиштван З. В. Конструирование. - М. : Просвещение, 1981.
5. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А., Белова И. К. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. - М. : Баласс, 2001.
6. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М. : Просвещение, 2009. - 256 с.
7. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издат. центр "Академия", 2007. - 336 с.
8. Рыжова Н. А. «Экологический паспорт дошкольного учреждения» ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 2, с. 30.
9. Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево» // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 3. - с. 38-47.
10. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Под ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 52 с.