Людмила Егорова
Экологическое воспитание детей «Учим любить природу»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время резко возрос интерес к экологическому воспитанию. Человек- часть природы : он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы -жить на земле. Все это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. И понимать это надо с детства.
Публикация «Экологическое воспитание детей „Учим любить природу“» размещена в разделах
Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельностью.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает себя выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а так же в эго поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней.
Исследования отечественных психологов (Леонтьева А. Н., Эльконина Д. Б., показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но. прежде всего в игре. Сущность игры, как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Дидактическая игра в экологическом воспитании способствует : Развитию познавательных способностей, получению новых знаний и их обобщению и закреплению. В процессе дидактической игры многие сложные явления (в том числе, явления природы).В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Игра способствует обогащению чувственного опыта, вызывает определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки предметов. Явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам. Высказывать свои суждения, делать умозаключения.) Активно происходит развитие речи детей, пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь. Ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания.
В своей работе я использую такие словесные игры как:
«Кто в домике живет?».
Цель: Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.
«Отгадай кто это?»
Цель: Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.
Дети с большим интересом играют в игры с предметами, в своей работе я использую:
«Детки на ветке».
Цель: Закреплять знания детей о листьях деревьев и кустарников, называют их. В подготовке материала к игре, активное участие принимают сами дети.
«Найди, что покажу».
Цель: Найти предмет по сходству.
Игры с предметами в таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Я считаю, ценность этих игр заключатся в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Игры с природным материалом. играют важную роль в познании природы. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья. Камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида.
В своей работе с детьми я использую настольно-печатные игры – это интересное занятие при ознакомлении с миром животных и растений. Явлениями живой и не живой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино». Парные картинки.
При ознакомлении детей с миром животных, растений мы проводим беседы на темы:
«На бабушкином дворе».
«Кошка и собака- наши милые друзья».
«На птичьем дворе»
«Как живут растения зимой»
«Узнаем растения»(дерево, куст, трава).
«Путешествие в царство комнатных растений2
«Пернатые друзья»
«Как появляются новые растения?»
«Как появляются маленькие птенцы?»
«как рождаются рыбы?»
«Как появляется ребенок у человека?».
«Овощи и фрукты»
«Посадка лука в уголке природы»
«Удивительный лес» (Д/и «кто живет в лесу?»)
«Кто такие насекомые?»
«Земля -наш общий дом»
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. «Я поливаю, хочешь мне помочь?»(приглашение к практической деятельности).
2. «Мишка не умеет, ему надо помочь….»
3. Как ты узнал, что растение хочет пить?»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
КОНСУЛЬТАЦИИ:
1. «Ваш ребенок познает мир»
2. «Лечение чесноком»
3. «Любимые питомцы в доме»
Родительское собрание в форме круглого стола по теме «Воспитание любви к природе».
Тема экологического воспитания детей актуальна, поэтому я выбрала ее для углубленного изучения.
Цель: Создание условий для всестороннего развития детей, формирование основ экологической культуры. Осознанного отношения к природе.
Задачи:
1. Создание оптимальных условий для организации экологического воспитания детей.
2. Развитие познавательной активности детей. Формирование любви к природе, приобщение к красоте природы, к бережному отношению.
3. Раскрытие творческого потенциала ребенка- ключ к освоению экологической культуры.
4. Развитие у детей внимания. Наблюдательности. Мышления и воображения, представления о взаимосвязях в окружающей среде.
Актуальность:
- Необходимость формирования у детей экологических знаний, умений, навыков. Что бы с детства ребенок мог осознать себя неотъемлемой частью природы.
- Насущная проблема воспитания заботливого, бережного отношения к окружающей нас природе.
- Понимание педагогами и родителями значимости формирования у детей дошкольного возраста начал экологической культуры.
Методические приемы:
- Словесный метод – беседа, объяснение.
- Наглядный метод – демонстрационный материал
- Игровой метод – игровые упражнения, дидактические игры, сюрпризные моменты.
- Практический метод- экспериментирование.
Свою работу по данной теме я начала с начала учебного года.
Дети с интересом наблюдают за живыми объектами: черепахой, улитками, попугаем, в процессе наблюдения дети знакомятся с особенностями внешнего вида, повадками, образом жизни того или иного живого организма. Самостоятельно купая улиток, дети замечают изменения происходящие во внешнем виде.
В нашей группе дети любят ухаживать за комнатными растениями, познавая не только новые названия, но и какие условия необходимы для роста и цветения того или иного растения. Мы проводили с детьми эксперименты по темам : «Свет и темнота», «Тепло и холод», «Что растет из семени?», «Эксперименты с водой» Практические мероприятия: посадка лука (результатом которого был выращенный лучок, который был очень кстати к обедам,посадка бархатцев. Зимой мы вместе с детьми заботились о пернатых друзьях, вешали кормушки и всю зиму подкармливали и наблюдали за постоянными гостями.
С большим удовольствием на протяжении всех сезонов дети наблюдают за растительным миром. Весной совместно с воспитателем сажают семена цветов, летом поливают и пропалывают. Очень интересно и запоминающее прошло развлечение «Аттракционы с водой». Где первой частью было – экспериментирование, а вторая- игры и аттракционы. («Рыбаки», «Кто быстрее?», «Флотилия», «Самый ловкий», «Фантанчики».) В завершении развлечения детям царь Нептун принес сладкие призы.
Познавательным и интересным был поход «Экологическая тропа». Дети знакомились с природой родного края, с растительным миром, с водоемами.
В походе вместе с детьми играли в подвижные игры, в словесные.
Работа по экологическому воспитанию детей проходила совместно с родителями.
Необычная выставка макетов, выполненная руками детей и родителей по теме «Уголки нашей необъятной Родины». В дальнейшем эти макеты использовались на занятиях и в свободной деятельности детей.
Так же в этом направлении велась совместная работа с социумом. Вместе с детьми посещали Детскую районную библиотеку, где проводились мероприятия «Люблю места свои родные». Наша группа является постоянными посетителями музея, где дети знакомятся с животными, птицами, насекомыми родного края. Посещаем выставки местных художников, воспевающих красоту наших мест. Дети нашей группы принимали активное участие в открытии экологической недели (районное мероприятие). Провели акцию «Сделаем наше село краше». Где дети вручали прохожим памятки.
Детям параллельных групп была показана экологическая сказка (на новый лад) ,
«Гуси-лебеди».
Экологическое воспитание детей прослеживается и в свободной деятельности, с большим удовольствием дети изготавливают поделки из природного материала, совместно с родителями участвуют в экологических выставках «Дары осени»,
«Игрушки-самоделки», «Руки и рученки».
В НОД мы стараемся вводить как можно больше природного материала. (крупы, шишки, желуди и т. д).
Комплексные занятия, развивающие игры по ознакомлению детей с природой, нетрадиционные формы работы с детьми и родителями, использование данного материала помогает каждому ребенку с детства приобщаться к природе родного края; великолепию цветов, своеобразному пению птиц. Восхищению могучими деревьями и хрупкими травинками, разнообразному животному миру, неповторимой красоте русской природы…
Экспериментальная работа и практический опыт помогают выявить интересы детей. Им нравится заботиться о птицах, о комнатных растениях, любоваться цветами. Дети с удовольствием играют в экологические игры. Разучивают стихи и песни. Мы планируем искать новые формы работы по экологическому воспитанию детей.
Необходимо еще глубже и шире развернуть работу с родителями, активно привлекая их к сотрудничеству, по созданию в группе предметно- развивающей среды, и совместному плодотворному воспитанию и развитию детей.
Литература:
1. В. В. Смирнова, Н. И. Балуева «Тропинка в природу»
2. Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» (экология для малышей)
3. Л. Е. Белоусова «Веселые встречи»
4. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
5. А. М. Потапова «Детям о природе»
6. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
7. С. Н Николаева «Юный эколог».