Получи документы

Экологическое воспитание дошкольников

Венера Искандарова 28 апрель 1975г.
Экологическое воспитание дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Арский детский сад №10»

Экологическое воспитание дошкольников

Искандарова В. В.

Природа-это уникальная книга.

Её тираж - один экземпляр.

Только один!

И поэтому, читая её,

Нужно беречь каждую страницу!

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели скворца, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду.

Перед педагогами нашего дошкольного общеобразовательного учреждения Арский детский сад №10 стоит задача не только подготовить своих воспитанников к успешному обучению в школе и дальнейшей социальной адаптации, но и максимально использовать образовательное пространство учреждения для наиболее полноценного развития дошкольников.

В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается. На практике же нередко случается так, что дети усваивают определенный объем экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в практической деятельности. На мой взгляд, приоритетной должна быть задача воспитания гуманного отношения к природе.

Установление положительных, эмоционально окрашенных связей - вот основа экологической воспитанности.

За последние 4 года, коллективом и экологами детского сада создана целостная система экологического воспитания, через все виды детской деятельности, направленная на решение следующих задач:

- Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

- Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

- Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Хочется остановиться на двух условиях успешности экологического воспитания. Во-первых, практика показала важность интеrpации экологического воспитания с другими областями развития ребенка, иными. словами, экологизации воспитательно-образовательной работы.

Во-вторых, комплексный подход к проблеме экологического воспитания выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Кроме того, это помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.

Региональный компонент предполагает:

знакомство с природным ландшафтом города и края, географическими и климатическими особенностями / экскурсии, экологические прогулки, наблюдения/;

знакомство с культурными достижениями, трудом жителей города и края;

знакомство с татарской культурой, обычаями, традициями / через выставочный зал, музей, тематические занятия /.

Программой детского сада определено содержание регионального компонента по всем возрастным группам. Ведется постоянная работа по ознакомлению детей с особенностями города и края. Разработаны занятия, наблюдения на природе: по городу, в парк, к памятнику Победы. В музыкальном зале проводятся тематические выставки: "Игрушек, поделок, картин" - сделанных руками родителей, бабушек, дедушек, и работ местных художников школы и города, передвижные выставки музея и другие. Доброй традицией стало ежегодное проведение экологических праздников, развлечений.

Мною проработана природоохранная публикация «Зимушка зима!», «Наблюдение за ромашкой», проект «Красная Шапочка рассказывает о птицах!», представлены в республиканских конкурсах «ЭКОлидер» и «Человек и природа». Дошколята и их родители проявили инициативу и активность в посадке молодых деревьев на территории детского сада, в выращивании рассады для цветников. Апробирована такая форма работы как экологические прогулки. Интересные и содержательные, построенные на основе цикла времен года, прогулки включают в себя природные объекты территории детского сада.

Все занятия начинаются с игровой мотивации. Сопереживая и помогая героям историй, путешествуя или отдыхая вместе с ними, дети незаметно для себя осваивают экологические знания и представления, у них расширяется общий кругозор, развивается мышление, внимание, память, восприятие, речь, формируются графические навыки.

• Для проведения занятий мною был изготовлен в достаточном количестве демонстрационный и раздаточный материал. Подборка книг, картинок, художественного материала, игрушек, игр, природного материала к своим занятиям и занятиям педагогов детского сада.

• Подборка материалов для сезонных папок, для уголков природы.

• Систематизировала картинный материал по ознакомлению с окружающим миром в папки копилки - учитывая природные зоны, места проживания животных, произрастания растений и человека, всего, что его окружает.

• Создание условий для проведения прогулок, экскурсий, выставок, консультаций, собраний, праздников и развлечений.

Как показывает опыт, такой способ работы с детьми даёт очень хорошие результаты в усвоении основных разделов экологии для малышей.

В каждом занятии предусматриваю обязательно время для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Конкретное содержание каждой пятиминутки в каждом случае определяю самостоятельно, ориентируясь на состояние детей. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика», упражнение для глаз или упражнение на релаксацию.

В конце каждого занятия подвожу итог. Детям задают вопросы: Что нового вы сегодня узнали на занятии?. Чему вы сегодня научились? и т. п. Определяясь в форме проведения занятия, я ориентировалась на то, что наши дети не только очень любознательны, но подвижны, их внимание еще недостаточно устойчиво, а в памяти фиксируются только яркие эмоциональные события и образы. Чтобы освоение новых знаний приносило детям радость, я провожу занятия с использованием игр, музыкального, компьютерного сопровождения. Это и настольные и словесные игры, о временах года, природных явлениях и многое другое.

Работа в направлении умственного развития постоянно дифференцируется и усложняется. Если целью начального этапа работы по формированию экологических навыков у детей - являлось умение разбудить у них элементарное любопытство по отношению к окружающему, то целью последующего этапа работы является каждодневная и изобретательная работа с ним по формированию любознательности, наблюдательности. В итоге кропотливой работы дети начинают спрашивать, интересоваться окружающим, задавать вопросы.

Перспективным направлением совершенствования процесса воспитательно-развивающего обучения детей средне-старшего дошкольного возраста на мой взгляд, является использование наглядного моделирования. Мои наблюдения подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

В течение года я постоянно обновляю и пополняю свою творческую лабораторию новыми методическими пособиями, готовлю различные дидактические игры для знакомства детей с окружающим миром, много печатных пособий по закреплению у детей названия животных и растений (оформлены в папки копилки, гербарии, наборы игрушек и картинок) а также для развития внимания, памяти и мышления.

Мною проводятся индивидуальные групповые и печатные консультации для родителей. Разъясняется необходимость регулярных занятий, показываю приёмы работы с детьми. Ежемесячно (2 раза в месяц) вывешиваю информационные тематические циклы, позволяющие нацелить родителей на необходимую предварительную работу, помогающую познакомить ребёнка с той или иной окружающей обстановкой в домашних условиях, даю подборку материала в папках - раскладушках по теме для повторения и закрепления с ребёнком в усвоенных в детском саду знаний.

Мною определен день консультаций для педагогов и родителей по интересующим их темам. Регулярно обновляю выставки для родителей, где размещаю информацию о роли экологического воспитания. Проводятся беседы с родителями о влияние образа жизни на состояние здоровья; тестирование, спортивно-экологические праздники.

Таким образом, считаю, что экологическое воспитание в частности эколого-развивающая среда детского сада, играет немаловажную роль в достижение поставленной цели - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Ведь общение с природой в практической повседневной жизни - это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям её красоты и неповторимости - залог нравственного здоровья.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Уважаемые родители! Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 19 апреля 2013 в 20:38
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД