МААМ-картинки

Экологическое воспитание как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Людмила Сазонова
Экологическое воспитание как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Публикация «Экологическое воспитание как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Экология как наука появилась еще в конце XIX века, однако, долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. И только в середине XX столетия экология приобрела широкую известность среди людей. В переводе с греческого «экология» - наука о доме. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформированные американским ученым Барри Коммонером:

- все связано со всем;

- все куда-то девается;

- все что-нибудь да стоит (ничто не даётся даром);

- природа знает лучше.

Известный специалист в области экологического образования И. Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».

Г. А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического воспитания. Он подчёркивал, что «экологическое воспитание - это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей».

С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры – «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства материальные и духовные ценности».

В дошкольном возрасте экологическое воспитание только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно к ней относиться.

Процесс экологического воспитания проявляется в разных сферах детской деятельности: в труде, на занятиях, в опытах, в играх, а именно в удовлетворении детской любознательности и в вовлечении ребёнка в активное освоение окружающего мира, помогает ему обладать способами познания связей между предметами и явлениями, то есть экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс.

Данная тема нам как педагогам очень важна и интересна.

Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относится к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель нашей экологической работы. За годы работы была создана целостная система, направленная на решение следующих задач:

- формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;

-развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе;

- формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности;

-пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье.

Создание условий является одним из решений данных задач. Создан уголок природы, в котором собраны макеты по экологическим зонам, «огород на подоконнике», организована экологическая мини лаборатория, где есть всё необходимое для проведения различных детьми опытов, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года, природный материал, муляжи овощей и фруктов.

Минимальный состав уголка природы включает комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей. Оформлен календарь наблюдения за объектами и явлениями природы. В уголке природы представлены времена года с отрывным календарём, отрывая листок календаря каждый день, дети в непосредственной форме учатся запоминать последовательность дней недели, времён года. В любой сезон в уголке природы для ребят найдётся дело. Дошколята имеют возможность выращивать в течение всего года лук, а весной вместе с педагогом высаживают помидоры, перцы. Во время утреннего дежурства в уголке природы дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за ними. На глазах у ребё нка в огороде на окне проходит полный жизненный цикл: от семени до семени. В процессе наблюдений за растениями дети учатся различать виды растений, замечают изменения в развитии растений : семечко набухло, появился первый росток, первый листок, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода. В своей работе мы используем разнообразные формы образовательной деятельности – одной из которых является наблюдение. Природа – это первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая природу, ребёнок научится видеть, понимать и ценить её красоту.

Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Все результаты наблюдений мы фиксируем в рисунках, поделках, ведём записи детских сочинений, рассказов об увиденном.

В процессе экологического воспитания организуем прогулки. Структурным компонентом прогулки являются:

-наблюдения,

- дидактические задания,

- трудовая деятельность детей,

- подвижные игры и упражнения.

Для того чтобы с пользой провести прогулки, мы разработали перспективный план наблюдений на прогулках. В нём определены объекты, цели и задачи, поставленные перед детьми. Задачи по экологическому воспитанию решаем, проводя организованную образовательную деятельность с детьми. Эта работа проводится в разных формах: в утренние часы беседы, рассматривание иллюстраций, совместной деятельности, наблюдения, игры.

При ознакомлении с художественной литературой дети восхищаются красотой природы, знакомясь с произведениями разных писателей: М. Пришвина, В Бианки, Г. Скребицкого, Б. Жидкого. Во время тематических занятий по рисованию дети слушают «звуки природы» и работы у них получаются намного лучше. Проводим развлечения на экологическую тему «Праздник леса», «Путешествие по лесным тропинкам». Не оставляет без внимания детей и цветник, оформленный перед фасадом детского сада, с подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений, расцветки цветов. В цветнике приобщаем детей к познавательной и практической деятельности. На участке детского сада есть огород, где с детьми высаживаем различные растения, овощи, в процессе ухода дети получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.

Проводим дидактические игры «Что, где растёт», «Зоопарк», «С какого дерева лист», «Оденем куклу на прогулку».

Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо –плохо», «Что лишнее?», «Узнай по голосу», «Кто как кричит?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Работая с детьми, учим каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаем, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи. Планируем и проводим беседы с родителями: о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, советуем, какие для этого надо иметь книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи, различные фильмы. Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках, семинарах, природоохранительных акциях. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами.

Проводим родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Добро пожаловать в экологию».

Таким образом, в наши дни, когда мы находимся на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем человечества. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.

Литература.

1. Зверев Н. А. Экологическое образование и воспитание : узловые вопросы. Экологическое образование : концепции и технологии. М. : Перемена, 1996.

2. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве. М. : Новая школа. 1995.

3. Ягодин Г. А. Воспитывать гражданина планеты. Обруч №2, 1997.

Публикации по теме:

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Экологический проект «Экология детям» Материал к районному конкурсу «ДЕТСКИЙ САД ГОДА - 2013» Тема: «Современные подходы к экологическому образованию дошкольников».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 января 2014 в 17:35
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Сазонова (УИ 184680) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД