Консультация для педагогов «Экологическое воспитание ребенка дошкольного возраста»

Ольга Мишина
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание ребенка дошкольного возраста»

Экологическое воспитание ребенка.

«Маленький человек

должен любить всё живое,

ведь только доброта

открывает ребёнку и детскому коллективу

радость взаимопонимания»

В. А. Сухомлинский.

Тенденцией развития содержания экологического образования ребенка является максимальный учёт его возрастных особенностей, создание обязательного минимального ядра содержания, опора на идеи комплексной экологии – биологической, глобальной, социальной экологии человека. Современная экология исследует экосистемную структуру природы Земли, природные законы, которые определяют условия жизни и существования человека и общества, социально-экологические и нравственные принципы природопользования. Необходимо у ребенка формировать понятие о природе как взаимосвязанной и чувствительной вмешательству человека; нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным объектам, в том числе к себе подобным; начальный опыт защиты окружающей среды.

Каждый ребёнок по-своему познаёт окружающий мир, то есть по-своему воспринимает, перерабатывает и оперирует поступающей к нему информацией. Исследования в области когнитивной психологии и педагогики выявили существование индивидуально-своеобразных способов познания. Изучение этих явлений имеет огромное значение для теории и практики обучения.

Процесс формирования у ребенка экологически грамотного отношения к природе, к себе и окружающим людям длительный и многоплановый. Критерием оценки такого отношения является осознанно правильное поведение ребенка в природе, умение наблюдать объекты природы, взаимосвязи между ними, видеть и ценить красоту природы, не причинять ей вреда, участвовать в ее охране.

Кроме того, ребенок должен рассказывать о своих впечатлениях, переживаниях, делать выводы о правилах поведения в природе, воплощать свои знания, умения и чувства в различной деятельности — игре, рисунке и другой практической деятельности.

Для того, чтобы усвоение материала было более успешным, рекомендуется создавать различные схемы, таблицы, отбирать и демонстрировать детям отрывки видео о растениях и животных, слайд фильмы и презентации, наглядно демонстрирующие особенности каждого из них.

Настоящее время - это период становления экологического образовательного пространства.Это период выработки новых понятий: "экологическое сознание", "экологическое мышление", "экологическая культура", "непрерывное экологическое образование" и многих других, в том числе и понятия "экологическое воспитание ребенка". В этот период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодёжи.

Работа в области экологии создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями,подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе.

Велика роль родителей в приобщении ребенка к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ребенок может обратиться к наблюдению, исследованию связей человека с природой с фиксацией в рисунках, схемах. Все это делает исследования природной среды и ее охраны привлекательными и интересными.

Первично-ознакомительное обучение детей осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко его компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ и т. п. Во всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания - от слова обучающего (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения.

Системный подход по экологическомуобразованию детей позволяет:

установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни;

обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего нас мира природы;

создать условия для плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок;

расширить экологические представления детей, конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни;

углубить теоретические знания в области экологии;

формировать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватные возрастным возможностям ребенка первичные знания экологии как науки.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольниковЭкологическое воспитание дошкольников Мало кто осознаёт, насколько важно поддерживать чистоту в городе, заботиться о природе. Как можно научить ребёнка не на словах, а на деле.

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта Иркутская область, Куйтунский район, село Каразей Составила: воспитатель Черкасова Ольга Владимировна МБОУ ЦО «Каразей» детский сад «Земляничка».

Анкета для родителей «Экологическое воспитание ребенка-дошкольника» 1. Понимаете ли Вы значимость экологического воспитания? 2. Есть ли у Вас дома домашние животные? 3. Приучаете ли Вы ребенка ухаживать за животным?.

Экологическое воспитание дошкольников В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее, и затрагивают все человечество.

Экологическое воспитание (фотоотчёт)Экологическое воспитание (фотоотчёт) Одним из приоритетных направлений в воспитательной работе нашей школы является экологическое воспитание. Мы проводим различные акции, открытые.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание» Актуальность проблемы. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно, в той или иной форме соприкасаются с.

Экологическое воспитание дошкольника Экологическое воспитание дошкольника. С наукой экологии дети познакомятся в школе, однако экологическое воспитание необходимо начинать еще.

Экологическое воспитание дошкольников Жизненный путь человека с самого начала немыслим вне мира живого. Экологические знания позволяют ребенку осознать себя человеком, частью.

Экологическое воспитание дошкольников Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание дошкольников» «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны.

Экологическое воспитание дошкольников "Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину". (М. Пришвин).

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание ребенка дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 октября 2015 в 00:23
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 августа. День рождения телефонного приветствия «Алло»

143 года назад было придумано универсальное телефонное приветствие – слово «алло». Оно пришло на смену первоначальному варианту – «эй». В очередной тематический день знакомим детей с этикетом общения по...

15 августа. День археолога

Искателям древних артефактов, изучающим историю нашей цивилизации, посвящен очередной праздничный день. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой и расскажите детям об этой интересной профессии.

Азбука здоровья Игры и игровые упражнения для автоматизации звука на уровне слога В....
Игра практически с древних времен выступает как форма обучения. Ян Коменский Логопеды часто сталкиваются с длительным периодом автоматизации поставленных...
Дидактическое пособие «Лабиринт своими руками»
Лабиринт всегда считался сложным испытанием, требующим внимательности и упорства. Конечно, детские развивающие игры лабиринты не такие уж запутанные и...
Сценарий развлечения «Кто нам дарит сладкий мед» для детей среднего дошкольного возраста
Сценарий развлечения "Кто нам дарит сладкий мед? ", для детей среднего дошкольного возраста Действующие лица: Ведущая, девочки - пчелки, дети - чтецы. Зал...