Евгения Владимировна Немцева
Экологическое воспитание в играх
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание в играх
В экологическом воспитании дошкольников широко используются разнообразные игры. Применяются две группы игр – игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.
Игры с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр используют дидактические и подвижные игры.
Публикация «Экологическое воспитание в играх» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дидактические игры
- это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе.
Предметные игры
– это игры, с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и т. д.
В предметных играх уточняется, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
Младшим детям хорошо давать несложные задания («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок» и т. д., которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность.
Игра «Детки на ветке»
Цель: Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников называют их. По предложению воспитателя : «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течении всего года.
Настильно – печатные игры
– это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки.
В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.
Игра «Четыре картинки»
Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.
Ход игры. Игра состоит из 24 карточек с изображением птиц, бабочек, цветов, листьев, ягод и грибов. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки (например 4 карточки с птицами). Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет её себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т. д. Каждый играющий складывает карточки рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Выиграл тот, у кого больше всего правильно подобранных карточек.
Словесные игры
– это игры, содержание которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле» и т. д.
Игра «Когда это бывает?»
Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Ход игры. 1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.
2 вариант. Воспитатель называет времена года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто –то затрудняется, взрослый помогает вопросами.
Подвижные игры
природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т. д.
Игра «Кто в домике живет?»
Цель: Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.
Ход игры. Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?». Дети отвечают: «Му-му-му!», «Бе –е-е!», «Мяу-мяу!» и т. д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.
Творческие игры природоведческого содержания
В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.
Литература: Мир природы и ребенок. Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. В. Терентьева.