Зоя Виталиевна Разумная
Экологическое воспитание. Занятие-прогулка в разновозрастной группе «Наблюдение за мать-и-мачехой»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание. Занятие-прогулка в разновозрастной группе «Наблюдение за мать-и-мачехой»
Цель: расширить представление детей о первых весенних цветах, продолжать знакомить детей с лекарственным растением Брянской области (мать и мачеха)
Задачи:
Образовательные:
познакомить с первыми весенними цветами, их названием, с особенностями строения;
устанавливать причинно – следственные связи: цветы появляются там, где для них существуют лучшие условия.
Публикация «Экологическое воспитание, Занятие-прогулка в разновозрастной группе „Наблюдение за мать-и-мачехой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мать-и-Мачеха. Первоцветы
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Первоцветы. Прогулки, наблюдения за первыми цветами
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
обогащать знания детей новыми словами, понятиями.
Развивающие:
развивать и активизировать речь, память, слуховое внимание, мышление;
развивать у детей наблюдательность
Воспитательные:
побуждать детей радоваться первым весенним цветам;
формировать умение обращать внимание на красоту природы;
умение видеть красивое, восхищаться им;
воспитание бережного отношения к растениям, не мять, не рвать их без надобности.
Активизация словаря: мать-и-мачеха, чешуйки, проталины, первоцвет, стебелек.
Ход занятия:
Воспитатель: люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Ими надо только умело пользоваться.
Народные целители смогли за много лет собрать бесчисленное количество разных рецептов из трав. Сейчас в каждой аптеке продаются таблетки на основе трав. Знания о лекарственных растениях пригодятся каждому человеку.
Воспитатель: кто из вас может назвать какое-нибудь лекарственное растение? (ответы детей)
Воспитатель: кому во время болезни давали чай с лекарственным растением? (ответы детей)
Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами пойдем на чудесный пригорочек, на котором расцвели первые цветочки. Они не только радуют людей своим ранним цветением, но и являются лекарственным растением.
Воспитатель приводит детей на пригорок с мать и мачехой.
Дети рассматривают цветочки, радуются.
Дети очень обрадовались первым весенним цветочкам, каждый обязательно хотел к ним наклониться, что ощутить запах весны.
Художественное слово.
Мать-и-мачехи цветки
Словно солнца огоньки.
На пригорочке растут,
Прям из снега - и цветут! (Л. Акиншина)
Воспитатель: на пригорке появились маленькие желтые цветочки. Это растение начинает цвести самым первым, как только сойдет снег и чуть-чуть пригреется земля.
Этот цветок первым сообщает, что пришла весна.
Воспитатель: рассмотрите растение и скажите, что в нем необычного? (ответы детей)
Воспитатель: какого цвета цветок (желтый)
Художественное слово
На опушке - огоньки,
Целая проталинка.
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев нет - она цветёт,
Холодом охвачена.
Пчёлкам самый ранний мёд
Дарит мать-и-мачеха. (Л. Дунина)
Воспитатель: На какие цветочки очень распространенные похожа мать и мачеха? (одуванчики)
Воспитатель: А теперь давайте подумаем. Почему именно здесь и сейчас цветёт мать – и – мачеха? (тветы детей)
Воспитатель: цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сходит снег, здесь больше тепла, влаги, тёплая почва.
Снег только растаял, а они уже цветут.
Воспитатель: на что еще мы обратили внимание? (ответы детей)
Воспитатель: у растений пока нет листьев, а только цветы.
Воспитатель: чем покрыт стебель цветка (чешуйками)
Воспитатель: правильно, дети, стебельки как будто в чешуйках.
Воспитатель: мать-и- мачеха цвести будет еще долго – почти целый месяц. Цветочки растения на солнышке раскрываются и закрываться, когда небо хмурится, солнце скрывается, и погода начала портиться, как одуванчики.
Воспитатель: ребята, растение называется мать-и-мачеха. Кто такая мачеха (ответы детей)
Воспитатель: растение это получило такое название потому, что листья, которые появляются позже цветка, необычные. Верхняя гладкая часть листа обращена к солнышку и должна бы быть теплой, но она всегда холодная, как злая мачеха всегда холодно, без любви относится к чужому ребенку. А нижняя часть, которой не хватает солнечных лучей, - всегда мягкая и теплая, как мамины руки. На этой стороне как будто пушок.
Летом наша мать-и-мачеха на участке сменит цветы на зеленые листочки, и тогда вы можете их потрогать и убедиться в необычности листьев.
Воспитатель: мать-и- мачеха –лекарственное растение.
Какие ее части полезны и для чего используются (ответы детей)
Воспитатель: из листьев растения заваривают чай, который помогает от кашля, настой используют для полоскания горла.
Для лечебных целей применяют еще и цветки растения. Они также используются для лечения сухого кашля, когда вы не можете откашляться.
Воспитатель: чтобы такое лекарство помогло, растение необходимо соблюдать правила сбора лекарственных растений:
Собирать в сухую погоду.
Собирать в экологически чистых местах.
Сушить растения в тени.
Не топтать растения при сборе.
Не рвать с корнем.
Не рвать растения, занесённые в Красную книгу.
Собирать растения можно только в присутствии взрослых.
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки
Не травинка, не листок:
Появился самый первый.
Желтый маленький цветок.
Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми
Трудовая деятельность.
Коллективный труд по уборке территории детской площадки от сухих веток.
Цель: воспитывать трудолюбие, учить трудиться сообща.
Подвижная игра «Солнышко».
По считалке выбирают водящего «солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит в середине круга. Все говорят:
Гори, солнце, ярче!
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!
Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к Солнцу, оно говорит «горячо» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.
Подвижная игра «Цветы и пчёлы».
Цель: развивать двигательную активность.
Дети делятся на две команды. Одна команда – цветы, а другая – пчёлы. Цветы присаживаются, а пчёлы кружат вокруг. По сигналу пчёлы «присаживаются» на цветы (берутся за руки)
Индивидуальная работа: Кто быстрее
Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки (перелезать, подползать, приземляться в прыжках и т. д.).
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Благодарю всех, кто заглянул ко мне на страничку!