Ирина Чиркова
Эколого-оздоровительные походы для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из форм экологического воспитания и оздоровления дошкольников являются походы. Поход с детьми в ближайшее природное окружение – это интересное и полезное педагогическое мероприятие.
Эколого-оздоровительные походы решают не только воспитательно-образовательные задачи, но и оздоровительные. Такие походы, как средство оздоровления, общедоступны и рекомендованы практически каждому ребенку; за исключением каких – либо серьезных заболеваний. В походах дети получают разнообразную двигательную активность, а также воздействие на организм таких природных факторов как солнце, воздух и вода.
Публикация «Эколого-оздоровительные походы для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Походы воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между сверстниками, развивают в каждом ребенке организованность, отзывчивость, доброжелательность, расширяется кругозор. Дети учатся любить и беречь природу.
Совместно с инструктором по физической культуре, мы разработали внешнюю экологическую тропу к историческому памятнику Иверскому Монастырю. Наш поход это комплексное мероприятие, к которому готовятся не только воспитатели, но и инструктор по физической культуре, медсестра, родители.
В походе дети наблюдают, играют, участвуют в природоохранных акциях. Подготовка к походу начинается за несколько дней. Мы сообщаем детям, куда они пойдут, с какой целью. Воспитатель с детьми мастерит игрушечные бинокли, фотоаппараты, чтобы лучше все рассмотреть, подбирает рюкзак для сухого пайка, воду, перчатки для труда, обсуждают форму одежды. Педагог готовит с детьми корзины для природного материала, пакеты для мусора.
Я, как, воспитатель организую, мероприятия познавательного характера: провожу цикл бесед о красоте и ухоженности исторических памятников, закрепляю с детьми правила поведения на природе, готовлю оборудование для проведений, экспериментирования (бинокли, увеличительные стекла, линейки) Планирую, показ местной растительности как сообщества: демонстрирую его этажи, взаимосвязь обитателей, наблюдение за мини-экосистемой, что оказывает эффективное влияние на умственное развитие детей.
Инструктор по физической культуре закрепляет с детьми правила безопасности и туризма, обсуждает карту–схему маршрута, учит ребят ориентироваться по компасу. Готовит сигнальные флажки, пособия и атрибуты для игр и упражнений.
Положительному воздействию укрепления здоровья ребенка способствует сама окружающая среда: чистый насыщенный кислородом воздух, красивые пейзажи, поэтому, придя к заповедному месту, мы обязательно обращаем на это внимание и проводим дыхательные упражнения.
Длительный переход на относительно большое расстояние, развивает у детей выносливость, укрепляет мускулатуру ног и всего тела, а также предупреждает и даже лечит целый ряд заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, и опорно-двигательного аппарата
При подъемах и спусках, которые есть на тропе, развивается равновесие, ловкость, дети учатся преодолевать страх, нерешительность.
В походах инструктор по физической культуре проводит подвижные игры и упражнения направленные, как на развитие физических качеств, так и на экологическое воспитание, такие как: “Рыжие белочки”, “Где, чей дом”, “Вальс цветов”, “Собери шишки”, “Кто меткий” и т. д. Они проводятся в игровой или соревновательной форме. Эти игры хороши еще тем, что не требуют специальной технической подготовки от играющих.
Стала традиционной полюбившаяся детьми экологическая игра-наблюдение “Найди чудо в лесу”.
Ребята по сигналу расходятся по заповедному месту. Проводят самостоятельные наблюдения, затем собираются вместе и наполняют волшебную корзину своим маленьким чудом: это и листочек похожий на бабочку, и деревяшка, похожая на стул и т. д.
Большое влияние на нравственное развитие детей оказывает практическая природоохранная деятельность, поэтому в каждом эколого-оздоровительном походе мы планируем проведение акции. Дети и взрослые очищают от бытового мусора место “полянку”.
В походе к Иверскому монастырю предусматривалось присутствие проводника, который познакомил детей с правилами разведения в отмеченном месте костра, с попутным рассказом о том, как был открыт человеком огонь, с разнообразным применением огня в жизнедеятельности человека, акцентировав внимание на том, что именно человек, «приручив» огонь, сделал его необходимым людям.
Мы приучаем детей любить лесной “дом”, заботиться о нем, наводить в нем порядок. Проведение таких походов создает хорошее настроение у всех его участников и оставляет глубокий эмоциональный след у каждого ребенка.
Приложение. 1.
План похода детей старшего дошкольного возраста
к историческому памятнику
МОНАСТЫРЮ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ.
Программное содержание:
1. Подвести детей к пониманию Красоты, как эстетической категории и её проявлений в природе и произведениях искусства, к пониманию положительного влияния на ум и сердце человека
2. Ввести детей в круг знаний о мире открытий и изобретений: рассказать об открытии древним человеком огня, акцентировать внимание на то, что именно человек сделал огонь необходимым людям.
3. Способствовать развитию детского воображения, памяти, внимания, коммуникабельности, логического мышления.
4. Развитие физических качеств детей.
5. Воспитывать природоохранное отношение к окружающему миру.
Содержание.
1. Рассказ воспитателя о заповедном месте. (выход из сада к месту похода)
2. Рассматривание исторического памятника Иверского Монастыря.
3. Посещение с детьми Святого источника Иверского монастыря. Отметить его красоту и ухоженность, чистоту и порядок. Обратить внимание на то, как люди бережно относятся к историческому месту. Предложить детям помыть руки и умыться в роднике. Отметить, что вода абсолютно чистая, прозрачная и очень холодная.
4. Организация подвижных и экологических игр на поляне.
5. Разведение в отмеченном месте костра. Рассказ проводника, о том, как разводится костер, как печется картошка, о такой стихии как огонь, о его пользе и опасности, как вести себя в природе, чтобы не навредить красоте окружающего и его обитателям.
6. Возвращение в детский сад. (В дальнейшем рассматривание принесенного природного материала и проведение коллективной работы «Земля – наш общий дом»).
Приложение. № 2.
В ходе вступительной беседы с детьми
прочитать стихотворение Н. Рыленкова:
Здесь мало увидеть
Здесь нужно всмотреться.
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно!
Закончить работу можно произведением А. Плещеева:
Резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье,
Мне говорят, кто больше всех
Природы любит обновленье!