Зинаида Коковина
Туризм как средство формирования здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.
Одной из таких форм оздоровления и физического развития детей дошкольного возраста является туризм. Большая значимость простейших туристических походов для физического развития дошкольников отмечены во многих исследованиях Л. В. Карманюка, Н. И. Бочарова.
Публикация «Туризм как средство формирования здорового образа жизни» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
Туристические походы оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы, бега, передвижений на велосипеде, на лыжах) способствует совершенствованию такого ценного оздоровительного качества, как выносливость. Кроме того, современные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей важнейшие нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение. Походы расширяют кругозор ребенка, формируют первичные представления об истории родного края, традициях и культуре народа. Именно в совместных походах возникает тот духовный контакт между родителями и детьми, о котором многие родители только мечтают. У дошкольников формируются первоначальные навыки выживания в природной среде (умение разжечь и потушить костер, разбить лагерь, приготовить еду). У детей воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля.
Туристические походы могут быть организованы в разные времена года. В зависимости от времени года определяются цель и задачи похода. При разработке маршрута необходимо учитывать индивидуальные возможности детей. При этом учитываются естественные препятствия, преодолеваемые в пути, необходимо также предусмотреть физкультурный инвентарь, который нужно взять с собой (мячи, обручи, скакалки) и мелкий инвентарь (мешочки, флажки, платочки, который будет использоваться на остановках.
Туристические походы могут включать в себя следующие составляющие:
- ходьба по грунтовой дороге,
-ходьба по «лесной тропинке»,
-подъем в гору
-спуск с горы
-перешагивание через естественные препятствия
-тренировка различных видов равновесия (на бревне, на пне, перешагивание преград)
-перелезание через бревно, прыжки: спрыгивание с предметов, перепрыгивание (лужи, ямки, канавки,
-наблюдения в природе и сбор природного материала,
-беседа о лесе с использованием художественной литературы,
-самостоятельные игры (на привале,
-выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверей, насекомых,
-традиционные и народные подвижные игры.
Тематика походов может быть примерно следующей: «Веселые туристы», «К Бабе Яге – на лесную поляну», «В гости к деду Морозу», «В лес за приключениями», «Путешествие по лесной тропе». В соответствии с тематикой похода подбираются традиционные народные подвижные игры, которые проводят сказочные персонажи. Например: «Баба Яга – костяная нога», «Заморожу», «Два Мороза», «У медведя во бору», «Лиса в курятнике». Такие игры создают у детей особы эмоциональный настрой, закаливают и оздоравливают детский организм. В процессе походов у детей формируется картина мира, также походы способствуют гармонизации духовных и физических сил детского организма.