Татьяна Шиленко
Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста «Герои Таганрога»
▼ Скачать + Заказать документы
II.Экскурсия : 1. «Герои Таганрога» (Третий день).
2. «Освобождение Таганрога» (Битва на Самбекских высотах).
Цель: Способствовать формированию патриотических чувств в любви к Родине на примере подвига народов, уважения к защитникам отечества; воспитывать желание познавать историю своего народа.
План проведения экскурсии :
-вступительное слово воспитателя (экскурсовода);
-выполнение ритуальных действий; предусмотренных ходом экскурсии;
-подробный рассказ воспитателя (экскурсовода);
Публикация «Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста „Герои Таганрога“» размещена в разделах
- Старшая группа
- Таганрог. Мой город
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
-беседа с детьми об услышанном (опираясь на знания детей, цитирование стихотворений и т. д.);
-выделение времени на свободный просмотр экспонатов (экспозиций, объектов, на обмен мнениями, впечатлениями.
Вступительное слово:
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня я хочу рассказать вам о тех людях, чью память Таганрожцы чтут по сегодняшний день. Одним из них был капитан Ломакин, который во время войны защищал Ленинград, громил врага на Балтике и Ладоге. Грудь отважного сокола украсили орден Ленина и два ордена Красного Знамени. В сентябре 1943г. он писал в только что в освобожденный Таганрог : «Дорогие мои друзья! Ваш наказ я выполняю с честью и достоинством. Я мстил, и буду мстить фашистам за ваше горе, разрушенный родной город, за замученных и расстрелянных сверстников, за героев-подпольщиков. Во время боев на Ленинградском фронте Анатолий Ломакин совершил 504 боевых вылета, провел 51 воздушный бой, сбил 7 самолетов противника лично и 19 в групповых сражениях. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944г. Анатолию Ломакину было присвоено звание Героя Советского Союза. Школа №8, где учился А. Ломакин, носит его имя, в школе установлена мемориальная доска «В этой школе в 1929-1936гг. обучался Герой Советского Союза Анатолий Ломакин. Есть в городе и улица, названная его именем.
Таганрожцы свято чтут память о Таганрожце Иване Голубце, который во время войны в городе Севастополе совершил подвиг. Иван Голубец окончил школу №2. Гимназию, где в свое время учился Чехов. Затем учеба в ФЗУ, работа на металлургическом заводе и служба рулевым на Черноморском флоте.
Март 1942г. был пятым месяцем героической обороны Севастополя.
25 марта в Стрелецкой бухте на катере СК-121 шла разгрузка глубинных бомб. Моряки торопились. Ждали очередного обстрела. Вскоре один снаряд разорвался рядом с катером, начался пожар, первый очаг ликвидировали, но раздался грохот и крупный осколок угодил в цистерну с горючим, огонь охватил корабль. В этот момент изумленные черноморцы, находившиеся на других суднах, разглядели на СК-121 краснофлотца Ивана Голубца, почти 10 минут боролся он в дыму и огне остались малые бомбы, можно было уходить, но Иван Голубец задыхаясь, подхватил последние две бомбы, шагнул к борту и не успел, произошел взрыв. История навсегда сохранит для потомства бессмертный подвиг краснофлотца Ивана Голубца.
Иван Голубец первым из матросов Черноморского флота 14 июня 1942г. указом Президиума Верховного Совета СССР удостоен звания Героя Советского Союза. На фасаде бывшей школы-Гимназии установлена мемориальная плита с именем И. Голубца, в сквере установлен бюст героя.
Таганрожцы не забывают и про героев-подпольщиков. Секретарь горкома комсомола Семен Морозов объединил вокруг себя верных товарищей. На борьбу с захватчиками в оккупированном городе. В феврале 1942г. был образован центральный подпольный штаб, более 600 человек входило в подполье, их действиями руководил командир Василий Афонов. Дом Туруборовых, где жили Петр и его сестры Раиса и Валентина. 22 января 1942г. была принята первая партизанская клятва, создана первая партизанская группа. Кроме Морозовых и Туруборовых сюда вошли: Лева Костиков, Евгений Шаров, Олег Кравченко, Миша Чередниченко и др. молодые патриоты.
14 февраля 1943г. в доме Туруборовых рассматривался вопрос о городском вооружённом восстании. Однако врагам удалось напасть на след героев подполья. Ночью в доме №107 по Исполкомскому переулку враги схватили Морозова, Петра и сестер Туруборовых и других товарищей, они мужественно держались на допросах и остались верны партизанской клятве. В День Советской Армии 23 февраля фашисты расстреляли группу подпольщиков на Петрушиной балке.
14 января 1944г. «Комсомольская правда» посвятила им свои строки «Это были настоящие, умные, сильные духом и умелые борцы. Боевые дела подпольщиков помогали партии воодушевлять народ на борьбу с врагом. На Спартаковском переулке стоит памятник «Клятва юности». (Скульптурная композиция Юноша и девушка).
Одним из ярких сражений было сражение на Самбекских высотах. Решалась судьба Донбасса, Примиусья донецкого края, г. Таганрога. В боях с врагом героизм проявили воины 130-й и 416-й стрелковых дивизий, летчики-герои 6-й гвардейской бомбардировочной авиадивизии, моряки Азовской воинской флотилии, 4-го Кубанского гвардейского кавалерийского и 13-го Танкового корпусов ударной 28-й, 44-й и 8-й воздушных армий. В августе 30 1943г. они прорвали рубеж фашистской оборонительной линии на реке Миус, освободили Таганрог и выгнали фашистов с территории Ростовской области (показать на карте наступление этих дивизий).
7 мая 1980г. на Самбекских высотах был открыт памятник Мемориал Славы освободителям Таганрога и области от немецко-фашистских захватчиков, он символизирует великую дружбу наших народов-братьев, отстоявших Родину в суровые годы Великой Отечественной войны.
Плечом к плечу сражались за Родину русские, украинцы, армяне, грузины, азербайджанцы.
Подведение итогов экскурсии :
-Заключительное слово воспитателя (экскурсовода).
Предварительная проверка знаний, полученных на экскурсии по вопросам :
-Где мы сегодня были?
-О чем говорили на экскурсии?
-Что больше всего понравилось?
-Что нового узнали?
-Ребята, вспомните, каких героев Таганрога мы помним и сегодня?
-Кем был Иван Голубец и Анатолий Ломакин?
-Какие подвиги они совершили во время войны?
-Кто такие герои-подпольщики?
-Назовите, кого вы из них запомнили?
-Как называется памятник, который установили на Спартаковском переулке в честь героев-подпольщиков?
-Дети, вспомните, пожалуйста, где было сражение за освобождение г. Таганрога и Примиусье донского края?
-Как называется памятник, который открыт освободителям Таганрога и области от немецко-фашистских захватчиков?
III.Экскурсия : «Музей семейной Славы».
Тема: «Ветераны войны». (Четвертый день).
Цель: Воспитывать любовь и уважения к героическому прошлому своего народа; дать понятие о семейных реликвиях; воспитывать бережное, уважительное отношение к ним, воспитывать внимательное, заботливое отношение к окружающим взрослым.
План проведения экскурсии :
-вступительное слово воспитателя (экскурсовода);
-выполнение ритуальных действий; предусмотренных ходом экскурсии;
-подробный рассказ воспитателя (экскурсовода);
-беседа с детьми об услышанном (опираясь на знания детей, цитирование стихотворений и т. д.);
-выделение времени на свободный просмотр экспонатов (экспозиций, объектов, на обмен мнениями, впечатлениями.
Вступительная часть: Дорогие ребята, прошло 69 лет, как закончилась Великая Отечественная война. В этой войне участвовали наши деды и прадеды. В нашем музее мы собрали фотографии, награды, письма близких - это семейные реликвии. Давайте их рассмотрим. Воспитатель рассказывает детям о прадедушках прабабушках, которые воевали во время войны, за какие подвиги они были награждены орденами и медалями; какие нелегкие испытания легли на их плечи:
КРАВЦОВ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ:
Кравцов Иван Яковлевич (родился 15 июня 1928г. - умер 06 апреля 1988г.) прадедушка Евы Красковой. Родился в г. Калаге, Воронежской области. В возрасте 7 лет остался один, без родителей. Воспитывался в детдоме. Проявив успехи в учебе в школе, он по совету учителя-наставника, поступает в авиационный техникум в г. Воронеже.
По окончанию его был направлен, как молодой специалист, на Дальний Восток в г. Хабаровск на авиационный завод, в инженерно-конструкторский отдел.
Работая на оборонном заводе, он имел бронь, но когда 02 августа 1945г. началась война с милитаристской Японией, Иван Яковлевич был призван в ряды Советской армии: воевал он в морском авиационном полку. За участие в военных действиях он был награжден орденом, а впоследствии, как участник Великой Отечественной войны 1941-1945гг. был награжден юбилейными памятными медалями. В жизни это был скромный, чуткий и отзывчивый человек. Его руками в доме много было сделано (магнитофон, холодильник, душевая кабина). После войны, собираясь с соседями во дворе дома, он часто играл на гитаре и других струнных инструментах, доставляя радость детям и взрослым. О пережитом он не вспоминал, т. к. был легкораним, берег себя и родных. Перенесенные испытания в лихолетье, во время войны подорвали его здоровье. Ушел он из жизни в возрасте 68 лет, тяжело проболев 10 лет. В семье берегут светлую память о нем: муже, отце, дедушке и сейчас уже прадедушке.
ВЕЛИЧКО АЛЕКСЕЙ СПИРИДОНОВИЧ:
Величко Алексей Спиридонович родился 30 марта 1912 года в селе Николаевка Неклиновского района Ростовской области.
Когда ему было 29 лет, началась война, и его призвали в ряды Советской Армии на защиту нашей Родины. Дома у него остались жена и двое маленьких детей.
В войну он был связистом, обеспечивал связь между нашими войсками.
За свои подвиги был награжден орденами и медалями, имеет множество благодарностей. Прошел с боями всю войну.
Так как он был связистом, а расположение частей было на большом расстоянии, у него была лошадь, на которой он ездил. Алексей Спиридонович обучил лошадь падать на землю во время бомбёжек, чтобы она не погибла.
В боях неоднократно был ранен и лежал в госпиталях. Дошел до Берлина и с победой вернулся домой.
Воспитатель: Ребята, наш народ смелый и отважный прошел в годы войны через тяжелые испытания. Он выстоял, победил и заслужил высокие награды, слова благодарности от всех народов мира. Благодаря этой победе вы, ребята ходите в детский сад, пойдете в школу и будете учиться, мы с вами должны сказать спасибо ветеранам войны, вашим прадедушкам и прабабушкам за то, что они подарили вам счастливое детство.
Чтение детьми стихов:
1. Наша армия родная
Бережет покой страны,
Чтоб росли мы, бед не зная,
Чтобы не было войны.
2. Ветеранам всех сражений
Мы «Спасибо» говорим
И от бед, врагов, насилий
Мы их дружно защитим.
3. Нашу Родину-Россию
Будем так же мы любить
Подрастем, большими станем,
Пойдем в армию служить.
Воспитатель: День победы! Праздник долгожданный!
Мирная небес голубизна.
Помнят на Земле народы, страны-
- В этот день закончилась война.
Звучит песня «День победы!».
Подведение итогов экскурсии :
-Заключительное слово воспитателя (экскурсовода).
Предварительная проверка знаний, полученных на экскурсии по вопросам :
-Где мы сегодня были?
-О чем говорили на экскурсии?
-Что больше всего понравилось?
-Что нового узнали?
-Ребята, давайте вспомним о наших прабабушках и прадедушках, которые воевали во время войны.
Продуктивная последующая деятельность:
После экскурсии в детском саду можно провести конкурс рисунков, аппликаций; фотовыставку; сделать групповой коллаж из этих приготовленных материалов; использовать полученные знания на одном из тематических мероприятий.