Ляйсан Габдрахманова
Экскурсия-как образование!
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсии в ДОУ не должны проводиться по школьным технологиям. Экскурсии следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на экскурсии, используются в свободной деятельности). В организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные экскурсии. Занятие – это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения). Занятие – это: - основная форма организации познавательной активности ребенка; - динамическая, совершенствующаяся процессуальная система, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса; - элементарная структурообразующая единица учебною процесса, с реализацией определенной части учебной программы; - единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности. Следует выделить основные признаки экскурсии : - занятие – основная единица дидактического цикла и форма организации обучения; - по временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте); - занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности ( например: развитие речи + изобразительная деятельность); - ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка; - группа – основная организационная форма объединения детей на занятии, все дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки, то есть группа гомогенна (исключение составляют гетерогенные или смешанные группы, основной состав групп сохраняется на весь период пребывания в детском дошкольном учреждении; - группа работает по единой программе, согласно сетке познавательной деятельности; - занятие проводится в заранее определенные часы дня; - в течение года проводятся каникулы, они соответствуют временному периоду школьных каникул (что важно даже в целях преемственности ДОУ и школы); - заканчивается год подведением итогов познавательного развития личности каждого ребенка (по результатам деятельности ребенка на экскурсии) [8, 92]. Уровни проведения экскурсии : - высший: прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми; - высокий: включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью экскурсии; - средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам экскурсии; - низкий: организация взаимодействия с детьми, объяснение нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результата. Признаки высокой обучаемости (в ходе наблюдения за детьми дошкольного возраста) : - выделение и осознание проблемы, цели, вопроса, задачи; - умение прогнозировать свою деятельность; - умение использовать знания в различных (нестандартных) ситуациях; - самостоятельность деятельности и преодоление затруднений (самостоятельность выбора путей решения); - логика мышления; - гибкость мысли; - скорость преобразования способа деятельности в соответствии с изменившимися ситуациями; - возможность отказа от стандартных решений (от стереотипа); - поиск целесообразного варианта.