Елена Гаврилова
Экскурсия по территории детского сада зимой
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать представления детей о жизни деревьев и кустарников зимой.
Задачи:
Образовательные: Формировать представления о сезонных изменениях в природе; о состоянии деревьев, кустарников зимой, об их приспособленности к изменению условий зимней погоды; о пользе снега для растений; закреплять знание названий деревьев и кустарников, произрастающих на территории детского сада; упражнять в узнавании деревьев и кустарников по коре, веткам.
Публикация «Экскурсия по территории детского сада зимой» размещена в разделах
Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать эстетическое восприятие зимней природы, любовь к родному краю, бережное, доброе отношение к природе. Развивать интерес к изучению удивительного мира растений.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением зимней природы, деревьев и кустарников в разное время года; беседы о зиме, чтение стихов русских поэтов о зиме; наблюдение за деревьями и кустарниками на прогулке; рисование различных деревьев.
Ход экскурсии
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я хочу пригласить вас отправиться на прогулку - экскурсию по территории детского сада. Какие признаки зимы мы видим? ( Дети перечисляют: солнышко не греет, небо серое, холодно, деревья стоят голые, без листьев, не слышно пения птиц).
Воспитатель: Правильно, молодцы. Вы сказали, что деревья стоят голые, на них нет листьев. Давайте уточним, так ли это. Я предлагаю вам подойти к кусту черёмухи, рассмотреть веточки и сказать, что вы заметили?
Ответы детей: веточка покрыта серо-коричневой корой, гладкая и на ней имеются бугорки-почки.
Дети рассматривают строение почки.
Воспитатель: Что же такое почка? (ответы детей).
Правильно. Почка это туго свернутый маленький листочек.
Воспитатель: Какие почки по цвету, форме, размеру? Как они расположены на веточке? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, ребята, почки коричневые, тугие, островершинные.
Воспитатель: А как вы думаете, почему почка сверху покрыта коричневыми скорлупками-чешуйками? (Ответы детей).
В мороз на голой ветке,
В чешуйках, как в платочке,
Спят листьевые «детки» -
Зимующие почки.
Воспитатель: Конечно, они спасают почки от холода и снега. Их можно сравнить с шубкой, которую человек надевает зимой.
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Разведчики леса» Я вам буду показывать веточку дерева или кустарника, а вы должны определить и показать с какого дерева или куста они взяты. (Детям предлагаются поочередно рассмотреть ветки с различных деревьев и кустов, произрастающих на территории детского сада : береза, черёмуха, ёлка, сосна. Ребята рассматривают веточку и находят нужное растение на территории детского сада).
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошие из вас получились разведчики!
А теперь послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Намело, навьюжило.
Все деревья в кружеве:
Снег на соснах, на кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели. (Н. Гончаров)
Как вы думаете, помогает или вредит снег деревьям и кустам?
Дети: Зимой снег спасает корни от вымерзания, укрывает их, а весной: если его много, будет много воды и почки распустятся быстрее.
Воспитатель: Ребята, вы очень наблюдательные и внимательные!
Давайте еще раз полюбуемся красотой нашего участка. Посмотрите на деревья, кустарники. Можно увидеть каждую веточку, как они прогнуты, переплетаются между собой. Посмотрите, как красиво зима укрывает деревья и кустарники. Как все блестит, искрится на солнце. Как красиво вокруг! Эту красоту нужно беречь. Зимой все ветки становятся хрупкими, с ними надо обращаться аккуратно, их нельзя ломать, а весной и летом они будут радовать нас!
После экскурсии детям предлагается нарисовать картину «Зимний пейзаж».
Игра «Мороз – красный нос»
Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.
Ход игры:
На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз красный нос, он говорит:
«Я мороз – красный нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?»
Дети отвечают хором:
«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»
После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.