Вера Исупова
Экскурсия в мини-музей и беседа «Секреты художников-пейзажистов»
▼ Скачать + Заказать документы
Секреты художника-пейзажиста.
Мы с вами совершим экскурсию на выставку картин, посвященных одному из красивейших жанров живописи. Полюбуйтесь этими картинами, рассмотрите их внимательно.
Все эти картины о природе в разных её проявлениях: природа весной, осенью, зимой, летом – деревья, цветы, травы, облака, небо, реки и озера в разное время года. А еще мы видим изображение разной погоды (дождь, снег, гроза, ветер, туман); разного времени суток (утро, полдень, вечер, ночь); изображение местности с домами (город, село); изображение гор, моря и даже полета ракеты. Все это – изображение природы, которая вокруг нас.
Публикация «Экскурсия в мини-музей и беседа „Секреты художников-пейзажистов“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Вы все знаете этот жанр, пожалуйста, назовите его?
Какое стихотворение можно разучить с детьми, что бы они безошибочно называли этот жанр?
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Эти картины называются «пейзаж», слово это французское. Слово «пейзаж» употребляют и тогда, когда видят перед собой красивую природу – уголок парка, полянку в лесу, поле с переспевающим хлебом, над которым раскинулось голубое небо. И картины, посвященные этому, называют пейзажем или пейзажной живописью. Художников, которые создают эти полотна, называют пейзажистами.
У художников-пейзажистов много секретов, о некоторых из них я вам расскажу.
Первый секрет – это роль цвета и цветосочетаний в пейзажной живописи.
Посмотрите на эту репродукцию картины («Золотая осень» Исаака Ильича Левитана). Какое время года изобразил художник? Что помогло художнику показать нам, что это осень? (Помогли краски).
Назовите эти краски?
Желтые, оранжевые, красные, золотистые, теплые коричневые цвета листьев, зеленовато-коричневые, бурые цвета трав.
Как назвать, одним словом эти краски? (Теплые).
Это громкие, звонкие, яркие краски золотой осени.
А о чем эта картина? («Зима» Ивана Ивановича Шишкина»). О зиме.
Художник нарисовал заснувший под пушистым снежным кровом дремучий лес. Все покрыто сияющим снегом. Снег голубоватый в тени.
Какие краски помогли художнику показать нам красоту этого дремучего леса? Холодные.
Холодно, морозно, кажется, что даже воздух застыл. А какая стоит тишина, ничего не шелохнется.
Сейчас мы с вами раскроем секреты колорита – цветовой согласованности в картине. Посмотрим, как колорит передает то, или иное настроение природы и отношение самого художника к изображаемому. Когда небо затянуто тучами, нам кажется, что природа хмурится. А выглянуло солнышко, и кажется, что все заулыбалось. Художники с помощью красок стараются рассказать о своем настроении. Они знают тайны красок. Яркие, звонкие, теплые цвета звучат весело, радостно, громко. Холодные тона звучат свежо, спокойно, бодро. Менее яркие, приглушенные тона звучат нежно, мягко. Но можно и смешивать цвета. Краски, смешанные с черной, звучат таинственно, иногда даже тревожно. Цвета, смешанные с белой краской звучат легко, нежно, спокойно.
На какой картине звучит радостное, приподнятое настроение?
«Золотая осень» Исаака Ильича Левитана.
На какой картине очень спокойно, тихо. «Зима» Ивана Ивановича Шишкина».
Когда мы смотрим на эти картины, нам кажется, что и мы тоже на речке, в лесу. Что помогает им создавать такие удивительные картины?
Сейчас мы познакомимся со вторым секретом – секретом линии горизонта.
Линия горизонта помогает художнику выстроить картину, показать пространство, и то, что расположено близко, он рисует ярко, крупно, а чем дальше предметы, тем меньше по размеру и менее ярко, бледнее по цвету они на картине. Линия горизонта помогает художнику изобразить много планов – близко, дальше, далеко.
Посмотрите на картину «Золотая осень», видно ли, что речка течет вдаль? А можно нарисовать речку так, чтобы она была выше линии горизонта? Почему нельзя? Художник, изображая реку, дорогу, уходящие к горизонту, на переднем плане рисует их широкими, а дальше, ближе к линии горизонта, - все уже и уже. Но они могут доходить только до линии горизонта, потому что линия горизонта – это граница между небом и землей.
Художник располагает линию горизонта по-разному – высоко, посередине картины, низко.
На картине «Золотая осень» Исаака Ильича Левитана, линия горизонта высоко, поэтому больше изображено земли, чем неба.
Как вы думаете, почему так расположил линию горизонта художник? На что он хотел обратить наше внимание? На красоту земли золотой осенью.
Высокая линия горизонта помогает художнику обратить наше внимание больше всего на то, что происходит на земле.
Рассмотрим картину А. Рылова «В голубом просторе». Как вы думаете, почему художник изобразил линию горизонта так низко? На что художник хотел обратить наше внимание? На красиво летящих в голубом просторе неба больших белых лебедей. Кажется, что облака летят наперегонки с лебедями.
Посмотрите на картину Алексея Константиновича Саврасова «Грачи прилетели», линия горизонта находится посередине картины. Как вы думаете, что главное на этой картине?
Я закрываю небо на картине листом бумаги. Красиво, понятно, о чем картина?
Я закрываю землю – опять плохо, не видно, что на земле. На этой картине все главное и то, что происходит на земле и то, что происходит в небе.
Итак, линия горизонта может занимать на картине разное место: то опускается низко, то проходит по средине, то взбирается высоко вверх.
Все зависит от того, на что художник хочет обратить наше внимание.
Но бывает, что линия горизонта не видна, обычно это бывает, когда художник изображает какой-то кусочек пейзажа, как на картине Исаака Ильича Левитана «Март».
Познакомимся с еще одним секретом художника – секретом построения картины на определенном формате полотна.
Обратите внимание на картину художника Игоря Эманнуиловича Грабаря «Февральская лазурь». Вертикальный, прямоугольный формат, помогает художнику обратить наше внимание на красоту и величие берез, стремящихся ввысь.
Для картины «Золотая осень» художник Исаак Ильич Левитан выбрал горизонтальный, прямоугольный формат, чтобы показать нам бескрайние, величественные просторы нашей Родины.
Еще одна картина художника Игоря Эманнуиловича Грабаря «Рябинка». Квадратный формат полотна художники обычно используют, чтобы рассказать о небольшом пейзаже, о спокойствии и тишине.
Форматом полотна позволяет художнику подчеркнуть главное в картине, рассказать о том, что его больше всего заинтересовало.
Итак, мы сегодня познакомились с некоторыми секретами художников :
Первый секрет – секрет цвета и цветосочетаний в пейзажной живописи;
второй секрет – секрет линии горизонта;
третий секрет – секрет построения картины на определенном формате полотна.