Наталья Семенютина
Эксперементальная деятельность «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщение и систематизация представлений детей о воздухе.
Программное содержание:
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать желание самостоятельно делать выводы.
Обучающие задачи:
1. Расширить представления детей о свойствах воздуха : невидим, имеет вес, при охлаждении сжимается, при нагревании расширяется, упругий.
2. Продолжать знакомить детей со способами обнаружения воздуха.
Публикация «Эксперементальная деятельность „Воздух“» размещена в разделах
3. Познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.
4. Активизировать речь и обогащать словарь.
5. Обучать детей отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
2. Воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками, и культуру
поведения на занятиях.
Материал: 4 стола. На первом - веера и воздушные шары (по количеству детей). На втором - стеклянные ёмкости с водой, салфетки, стаканчики, трубочки и ёмкости, наполненные водой. На третьем - баночки, бутылочки разного размера, 1 шарик. На четвертом - 2 стакана (один с чистой водой, второй с газированной, небольшие кусочки пластилина.
Стулья по количеству детей на них белые халаты. Проектор, экран, ноутбук, колонки, сумка-холодильник, фен.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воздуха для всего живого «Для чего нам нужен воздух?». Наблюдение за рыбками «Как рыбки дышат в воде», дидактическая игра «Живое – неживое».
Ход занятия
Вводная часть
- Ребята, сегодня в детский сад почтальон принёс посылку для вас. А откуда она, мы сейчас посмотрим. (Читают на посылке надпись «Страна Почемучек»).
- А тут еще открытка с загадкой:
Через нос проходит в грудь.
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
- Что это? (Воздух)
- А как вы догадались? (Алина, Саша)
- Да, воздух не видим, но он существует вокруг нас.
- Давайте откроем посылку и посмотрим, что там.
- А там ничего нет.
- Тогда, что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух) Как считает Катя? А Дима?
- Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
- Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха - не больше 5 минут.
- А кому ещё нужен воздух? (Рыбам, животным, растениям)
- Правильно всему живому.
- Воздух называют «Воздух-невидимка». Почему? Как вы считаете? Алиса? А Надя как думает? (Потому что он не видим)
- У нас возникла проблема: если воздух невидим, как же нам его увидеть, услышать и почувствовать? (Ответы детей) Как считает Саша? А Никита?
- Я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию исследовать воздух. Там, мы будем вместе искать ответы на наши вопросы.
- Посмотрите на эту модель ( на слайде 3 модели: глаза, руки, уши). Глядя на неё, скажите пожалуйста, на какой вопрос мы будем искать ответ? (Как можно увидеть воздух)
- А на эту? (Как можно почувствовать воздух)
- На эту? (Как можно услышать воздух)
- Для работы в лаборатории мы с вами перевоплотимся в научных сотрудников. Одевайте халаты. (Дети одеваются)
- Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным). В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга.
Основная часть
- Давайте подойдём к волшебной «Чудо – двери». Играет музыка.
Через чудо - дверь пройдём
В лабораторию попадём.
Будем всё на свете знать.
На наши вопросы ответы искать.
- Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории. Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.
- Проходите, коллеги в научную лабораторию и располагайтесь вокруг первого стола.
- Посмотрите на модель. Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас? (Слайд 12)
- Как можно почувствовать воздух? Молодцы.
- Возьмите веера. Помашите ими. Что чувствуете? (Воздух, холодок)
- А теперь подуйте себе на ладошки. Что вы чувствуете? (Воздух, струю воздуха)
Эксперимент №1 «Чувствуем воздух при помощи шарика»
Цель: познакомить детей со способом обнаружения воздуха – чувствуем воздух, определить, что воздух есть в шаре, его можно почувствовать.
Материал: воздушные шары.
Ход:
- Почувствовать воздух можно с помощью шарика. Посмотрите на меня. Я проделаю эксперимент, а затем коллеги вы проделаете. Надуваем шарик немножко и направляем отверстие шара на ладонь, выпускаем струю воздуха, но шарик из руки не выпускаем.
- Что вы чувствуете? Степа? А Андрей, что чувствует? (Воздух, холодок)
- Воздух перемещается с одного места на другое, когда воздух перемещается можно сказать, что дует ветер.
Вывод: обнаружили воздух – почувствовали его, при помощи воздушного шарика.
- Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)
- А кто считает по-другому?
- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки, воздушного шарика)
- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.
- Располагайтесь вокруг второго стола коллеги. Посмотрите на модель. На какой вопрос мы с вами будем искать ответ? Как можно увидеть воздух?
- У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)
- А мы проверим ваши версии.
Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике?»
Цель: определить, что воздух есть в стаканчике. Познакомить детей со способами обнаружения воздуха – видим воздух.
Материал: стеклянные ёмкости с водой, салфетки, стаканчики.
Ход:
- Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика кладём салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки. Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт коллеги. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая) Почему? Как считает Катя? Вика?
Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал туда воду.
Эксперимент №3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой» Цель: обнаружить, что воздух мы можем увидеть и другим способом. При разном выдохе воздуха, увидеть разное количество пузырьков.
Материал: трубочки и ёмкости, наполненные водой, алгоритм действия эксперимента.
Ход:
Этот эксперимент коллеги проделайте самостоятельно. Вам поможет алгоритм, расположенный на экране. Дети рассматривают алгоритм действия и проделывают эксперимент – ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует. Что вы увидели? Лена? Саша? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
- Уважаемые коллеги эксперимент закончен.
- Коллеги скажите, пожалуйста, нашли мы ответ на вопрос: Как же можно увидеть воздух? (Да)
- А кто не согласен? Все увидели воздух?
- А что нам помогло увидеть воздух? (При опускании стаканчика в ёмкость с водой мы увидели, что салфетка на дне стаканчика осталась сухой, когда дули в трубочки видели пузырьки воздуха).
- Отправляемся дальше.
- Коллеги, располагайтесь вокруг стола.
- На какой вопрос, мы будем сейчас искать ответ? (Дети смотрят на модель «Ухо»)
- Как можно услышать воздух?
Эксперимент №4 «Слышим воздух разными способами»
Цель: обнаружить, что воздух можно услышать, разными способами: если подуть в баночку или бутылочку и если надуть шарик и выпускать воздух.
Материал: баночки, бутылочки, шарик.
Ход:
- Возьмите по баночке, бутылочке и подуйте в горлышко, с краю. Дети берут баночки, бутылочки и дуют в горлышки с краю.
- Что вы слышите, коллеги? (Воздух, звук).
- А ещё можно услышать звук при помощи шарика. Если надуть шарик, а затем, растягивая отверстие шарика сдувать воздух, что мы услышим? Лена? Петя? (Звук, писк). Педагог сам проделывает эксперимент с шариком.
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
- На нашей планете Земля есть воздух, поэтому мы слышим звуки, а на Луне воздуха нет, поэтому, если бы мы туда отправились, и издавали бы разные звуки, мы бы их не слышали.
- А еще, уважаемые коллеги, мы можем слышать воздух, когда слушаем звучание различных духовых инструментов. Вот послушайте
- Уважаемые коллеги, скажите мне, пожалуйста, нашли мы ответ на вопрос:
Как можно услышать воздух? Таня думает, что да. Вы согласны с Таней?
- С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
- Давайте пойдем дальше. Располагайтесь вокруг стола.
- Скажите мне, пожалуйста, коллеги, а как можно еще надуть шарик? (С помощью насоса).
- А я вам предлагаю другой способ.
Эксперимент №5 «Надуваем шарик»
Цель: обнаружить, что воздух при нагревании расширяется – занимает больше места. Познакомить детей с необычным способом надувания шарика.
Материал: сумка – холодильник, бутылочка, шарик, фен, емкость с водой и льдом.
Ход:
- Если взять пустую бутылку, её охладить, затем занести охлажденную бутылку в тёплое помещение, на горлышко надеть шарик. Что произойдёт?
Педагог вынимает охлаждённую бутылочку с шариком из сумки – холодильника. Тёплую струю фена направляет на бутылочку – нагревает её.
- Что происходит коллеги? (Шарик надувается)
- Почему он надувается? (Воздух расширяется)
- Посмотрите на меня. Сожмите кулачки - вот так воздух сжимается в холоде, разожмите кулачки - воздух в тепле расширяется. И когда мы занесли бутылку в тёплое помещение, воздух стал расширяться, ему стало мало места в бутылочке, он начал, выходить из бутылочки и надул шарик.
Вывод: шарик можно надуть необычным способом, в шарике есть воздух, при нагревании бутылочки он нагревается – расширяется и выходит из бутылочки в шарик.
Эксперимент №6 «Сдуваем шарик»
Цель: шарик можно сдуть необычным способом, обнаружить, что если
воздух охладить, он сжимается - занимает меньше места.
Материал: бутылочка с шариком на горлышке, емкость с водой и льдом.
Ход:
- Коллеги, а как можно сдуть шарик? (Лопнуть, снять с бутылочки)
- А давайте мы его охладим, ставим бутылочку и шарик в емкость с холодной водой и льдом. Воспитатель ставит бутылочку с надутым шариком на горлышке, в емкость с холодной водой и льдом.
- Пока шарик с бутылочкой охлаждаются, я вам расскажу про воздушные шары.
- Первый воздушный шар изобрели и построили французы, два брата Жозеф и Жак Монгольфье. Это было давно в 1783 году. Братья построили шар из бумаги и льняной ткани. Шар надули горячим воздухом, т. к. горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами были петух, утка и овца. (Показ картинок). Этот полёт длился 8 минут. А когда полетел человек - полёт длился 25 минут. Шары стали надувать газами. Сейчас полёты на воздушных шарах - это увлекательный вид спорта. И может быть кто-то из вас, когда
вырастит, тоже будит летать на воздушных шарах.
- Ну что же, давайте коллеги посмотрим, что же стало с нашим шариком? (Сдулся. А почему? Воздух сжался) Покажите кулачками, как он сжался.
Вывод: воздух при охлаждении занимает меньше места – сжимается. Шарик можно сдувать таким необычным способом, воздух из шарика вышел обратно в бутылочку.
- Уважаемые коллеги, скажите мне, пожалуйста, а воздух имеет вес? Вика считает, что имеет. А Яна думает, что воздух не имеет веса.
- А мы сейчас проверим.
Эксперимент №7 «Живой пластилин»
Цель: выявить, что воздух имеет вес.
Материал: 2 стакана (один с чистой водой, второй с газированной, небольшие кусочки пластилина.
Ход:
- Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан – чистую воду, во - второй стакан – газированную.
- В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко).
- Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане? (В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно. Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве)
- Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность.
- Какой можно сделать вывод, коллеги?
Вывод: воздух имеет вес.
- Ну что же, время наше в научной лаборатории закончилось и нам пора возвращаться в детский сад.
- Подойдите к волшебной «Чудо – двери». Играет музыка. (Слайд 30)
- Вокруг себя повернись, в детском саду окажись. (Дети проходят через дверь)
Заключительная часть
- Ребята, я вам предлагаю снять халаты и положить их на стульчики.
- Посмотрите на меня.
- Где мы сейчас были? (В научной лаборатории)
- А зачем мы туда отправились? (Искать ответы на вопросы)
- С помощью чего мы нашли ответы:
Посмотрите на модели.
Увидели воздух :
1. С помощью коктейльных трубочек и ёмкости с водой.
2. Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды.
Почувствовали воздух :
С помощью шариков, вееров, дули на ладонь.
Услышали воздух :
1. С помощью бутылочек, баночек.
2. С помощью шарика.
- А что нового, интересного вы узнали из путешествия?
- Ребята, подойдите ко мне, закройте глазки. Я вас всех поглажу, а вы мне
скажите, кого я больше всех погладила?
- Я вас всех погладила, вы все были внимательными, активными. Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники. Спасибо за работу!