МААМ-картинки

Экспериментальная деятельность как необходимое условие развития самостоятельности ребенка (рекомендации для воспитателей)

татьяна чертанова
Экспериментальная деятельность как необходимое условие развития самостоятельности ребенка (рекомендации для воспитателей)

Экспериментальная деятельность как необходимое условие развития самостоятельности ребенка (рекомендации для воспитателей

Если взрослые всерьез относятся к бесконечным детским вопросам «когда?», «как?», «почему?», у них есть только один путь – экспериментирование. Кстати, порой он действительно приводит к великим открытиям.

Известно, ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможности действовать с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых процессах, явлениях или объектах, а педагогу – делать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Публикация «Экспериментальная деятельность как необходимое условие развития самостоятельности ребенка (рекомендации для воспитателей)» размещена в разделах

Какие возможности дает экспериментальная деятельность детям :

- тесное общение

- проявление самостоятельности, самоорганизации

- свобода и ответственность

- сотрудничество

Потребность в самостоятельности опирается на тот факт, что по природе своей дети активны и склонны к занятиям, способствующим к различным открытиям. Экспериментальная деятельность – оптимальная деятельность для развития самостоятельности у ребенка-дошкольника. Самостоятельность означает то, что дети учатся нести ответственность за собственные планы и занятия, за свои действия и выводы.

Что значит быть самостоятельным, это:

-уметь и иметь право делать выбор

- определять собственные цели, знать чему они хотят научиться

- вносить предложения, не бояться брать на себя инициативу

- разрабатывать и выполнять планы

- распределять обязанности

- не бояться обращать за помощью

- знать, что они могут

Таким образом, дети получают возможность самостоятельного решения проблемы, благодаря чему они учатся думать, поступать творчески – для всего этого есть место в экспериментальной деятельности.

Еще самостоятельность означает свободу. И здесь нам поможет эксперимент, исследовательская деятельность. Ребенок учиться быть свободным:

- в выборе вида деятельности

- в определении последовательности выполнения задания

- в использовании вспомогательных источников

- в сотрудничестве с другими детьми и взрослыми

- в использовании и распределении своего времени, благодаря чему создается возможность более длительное или более короткое время работать над темами.

Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств : ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.

С целью обогащения знаний детей об окружающем, взрослым следует создавать условия для экспериментирования. В группе должна быть оборудована мини-лаборатория, укомплектованная всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы).

Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего младшего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду – в льдинки.

В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет? И т. д.

Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его; знакомятся с электричеством. Они с интересом открывают законы движения («Почему движутся предметы?»); законы инерции(«Монета в стакане», «Лист из под стакана»)

Живая природа – это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, как распускаются цветы…

Опыты позволяют многое узнать и о человеке: «Проверим слух», «Стук сердца», «Цвет кожи», «Почему храпит человек» и т. д.

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающе-го мира Они познают его в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Задача взрослого — не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как».

Экспериментирование, как одна из форм организации детской дея-тельности, побуждает ребенка к активности и самостоятельности, к откры-тию новых знаний и способов познания

Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать самостоятельность ребенка, а также его творческие способности и в дальнейшем – в школьные годы.

Литература:

1. Запорожец «Развитие рассуждения в дошкольном возрасте» газета «Дошкольное образование» №1.06, № 2.06

2. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании» газета «Дошкольное образование» №12.05г

Публикации по теме:

Как правильно подготовить ребенка к поступлению в детский сад? Как правильно подготовить ребенка к поступлению в детский сад? «Кризис, катастрофа, шок»- так нередко называют период поступления ребенка.

«Как отвечать на детские вопросы». Памятка для родителей по развитию любознательности у детей дошкольного возраста Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них. Не раздражайтесь из-за них на ребенка..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность как необходимое условие развития самостоятельности ребенка (рекомендации для воспитателей)
Опубликовано: 6 декабря 2014 в 22:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД