Наталья Осипенко
Экспериментирование как условие развития дошкольника с ОВЗ в практике взаимодействия с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основные требования к содержанию образования. ФГОС ДО впервые обратил внимание на воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, на необходимость осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития через использование специальных образовательных программ, методических пособий, материалов и методов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
Дети моей группы имеют ряд особенностей:
неспособны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно;
Публикация «Экспериментирование как условие развития дошкольника с ОВЗ в практике взаимодействия с природой» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
для них характерна медленная переключаемость с одного объекта на другой;
недостаточная осведомленность об окружающем, для них характерна безразличие к окружающему миру;
не умеют классифицировать, не могут делать простые умозаключения;
скудный словарный запас;
наблюдается несформированность социальных навыков;
очень остро стоит проблема получить одобрение, похвалу, притязание на признание;
они недостаточно проявляют эмоции.
Как и все дети, они проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что одним из эффективных средств развития таких детей является взаимодействие с природой. Цель – заложить первые ориентиры в мире природы – растений, животных и их зависимости от условий жизни. В коррекционной программе прописаны основные задачи развития детей :
• Формирование у детей умения проявлять инициативу в познании окружающего мира,
• развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих,
• формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания,
• формирование основ экспериментально – исследовательской культуры дошкольников.
Сегодня я хочу особо остановить свое внимание на вопросе создания необходимых условий для ознакомления дошкольников с ОВЗ с природой, используя метод экспериментирования.
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Экспериментирование, как деятельность, направленно на самостоятельное познание и исследование объектов окружающего мира. Основная особенность детского экспериментирования состоит в том, что ребенок познает заинтересовавшие его объекты в ходе практической деятельности с ними. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность.
Начальный этап работы - процедура изучения возможностей ребенка начинается с наблюдения, беседы. Цель заключается в выявлении уровня овладения детьми данной проблемой. На основе полученных в ходе наблюдения данных, которые оформляются в соответствующем протоколе наблюдения, составляется перспективный план работы.
Исходя из проведенной работы, осуществляется многоуровневое планирование процесса:
• Перспективно-тематическое планирование;
• План взаимодействия с участниками образовательного процесса (педагоги группы, родители (законные представители);
Далее были созданы условия в предметно-пространственной среде группы, что способствует самостоятельному приобретению опыта познания окружающего мира детьми. Пространство группы представлено как природное и вписанное в него социальное пространство жизнидеятельности детей. Оно включает в себя следующие мини-среды: ландшафт с объектами природы : река, поле, лес, горы в определенный сезон, соответствующий реальному. Такая форма организации предметно-пространственной среды группы полностью соответствует задачи: формирование основ экспериментально – исследовательской культуры дошкольников.
При составлении календарно - тематического плана ведущими приемами и методами при организации экспериментирования является :
Наблюдение
Тактильное обследование ребенком предмета
Сравнение между собой
На слайде видны опыты, которые я ввела в практику работы (такие как).
Согласно логике процесса, педагог определяет проблему (объект, понятие, правила). Дети учатся анализировать проблему, искать способы решения поставленной проблемы, формулируют выводы совместно с педагогом, выделяют результат.
В процессе проведения опытов задействован каждый ребенок, что очень важно для детей с ОВЗ. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Дети учились проводить самые разнообразные опыты с веществами, предметами, даже на себе.
Например, при ответе на вопрос: «Как обнаружили воздух?» провели опыты «Пузырьки на поверхности воды», «Подуй на ладошку» (эксперимент по обнаружению воздуха в легких, «Поймай воздух» (поиск возможности обнаружить воздух вокруг нас). «Значение воды в жизни растений» : опыт с корнями (определение необходимого количества воды растениям с корнями как стержень и корнями как мочалка, опыт, доказывающий движение воды по стеблю (опыт с трубочками, испарение воды с листа (вместо листа – ладонь ребенка) и т. д.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы : песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагалось слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживали, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.
Постепенно элементарные опыты становились играми-опытами, в которых как в дидактической игре есть два начала – учебно-познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях и качествах природных объектов становились более осознанными и прочными.
Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования, опыты предлагались от имени игровых персонажей – серьезного Знайки и любопытной Капельки.
В своей работе я стараюсь давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов, опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления – дети подводятся к рассуждениям и умозаключениям. В проводимых опытах мы устанавливаем зависимость между температурой воздуха и состоянием воды, закрепляем знания о свойствах различных природных материалов (прозрачность воды, растворимость глины, слипание снега, сохранение формы мокрым песком и т. д.).
В ходе экспериментирования, прежде всего, активно развивается воображение, дети учатся проявлять эмоции, развивается способность к сочувствию, сопереживанию. Через взаимодействие с природой мы развиваем чувства, мотивы поведения, социальные нормы. Дети учатся проявлять самостоятельную инициативу в познании окружающего мира, видеть в природе сенсорные эталоны, учатся изменять свое поведение в зависимости от предлагаемой ситуации, что является необходимым критериям развития личности для детей с ОВЗ. Для этого я использую такие приемы:
«минутки воображения»
«игровые ситуации»
«минутки юмора»
«минутки общения»
психологические этюды
создание специальной речевой среды
Использование информационно - коммуникативных технологий при организации опытно-экспериментальной деятельности позволяет наглядно продемонстрировать весь технологический процесс проведения опытов и экспериментов, построить работу соответствии с социальным опытом детей. Это обусловлено яркостью, эмоциональной окраской представленного материала, что немало важно для моих детей. В связи с этим я подобрала ряд презентаций по теме. («Волшебница вода», «Снежинка на ладони», «Поймай воздух»)
Для ознакомления родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности и популяризации исследовательской активности ребенка, были информационные стенды «Познавательная активность детей», проведены тематические собрания “Экспериментальная деятельность дошкольников — как основа развития дошкольника с ОВЗ». Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Родители не остаются равнодушными: готовят вместе с детьми атрибуты для дальнейшей организации опытов и экспериментальной деятельности, обучающие презентации.
Заключительный этап включает в себя анализ, прогнозирование работы на предстоящий учебный год. В результате работы у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; сформировано осознанное правильное отношение к природным явлениям и объектам; сформированы начала экологической культуры детей; дети получили практические знания по охране природы; развиваются речевые навыки детей; дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.