Лучший педагог года

Презентация «Экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

Валентина Четина
Презентация «Экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

«Детский мир чист, светел и прекрасен, полон удивления и волнения. Это наша беда, что для большинства из нас подобное видение, такое подлинное переживание прекрасного и трепет благоговения уже утрачены, когда мы достигаем взрослости. Если бы я смогла повлиять на добрую фею, которая незримо присутствует при крещении всех детей, я бы попросила, чтоб её подарком всем детям в мире стало чувство удивления, которое сохранялось бы на протяжении всей жизни, как противоядие против скуки и разочарований последующих лет…»

Рейчел Карсон.

«Чувство удивления» 1956 г.

Публикация «Презентация „Экспериментирование — путь к познанию окружающего мира“» размещена в разделах

В дошкольном образовании сегодня происходят серьезные перемены, основа которых заложена государством. Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования, в основе которых лежит деятельностный подход.

Обучать деятельности – это значит учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения. Человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, приобрести личный опыт. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством. Дошкольный возраст – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования, цель которого – раскрыть для детей огромный, необъятный, полный чудес мир, который их окружает, с которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Развивает у ребёнка способность решать интеллектуальные личностные задачи, овладевать необходимыми умениями и навыками.

Каждый ребёнок - первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег - это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным - летом, злым и колючим - зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь. Поэтому целью моей работы является: Развитие первоначальных навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей через экспериментирование.

Исходя из этого наметила следующие задачи:

1. Учить детей ставить цель, находить способы её решения и обобщать полученный результат.

2. Способствовать формированию навыков мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д.

3. Развивать познавательный интерес и любознательность детей в процессе наблюдений за реальными природными объектами и практическому экспериментированию с ними.

4. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

5. Воспитывать любовь к природе и стремление защитить её.

Взаимодействие с семьями воспитанников – одна из составляющих структуры образовательного процесса. Осознавая свою ответственность за воспитание и образование детей, я решила свою работу построить на тесном сотрудничестве с родителями по данной теме, вовлекая их во все мероприятия.

На первом этапе была проведена диагностика с родителями на тему «Роль экспериментирования в развитии ребёнка». Итоги диагностики показали, что не все родители понимают значение экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста. Я решила в первую очередь повысить компетентность родителей по данной теме.

• Провела консультации «Ребёнок и окружающий мир», «Развитие интегративных качеств дошкольника в процессе экспериментирования», «Мир глазами детей».

• Создала папку передвижку «Юный исследователь»

Родители заинтересовались данной темой, и на очередном собрании

«Познаём мир вместе с ребёнком», предлагали свои идеи, вносили предложения.

В итоге на собрании было решено:

1. Создать творческую гостиную по экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи»

2. Создать условия для детского экспериментирования дома.

3. Организация совместных с родителями и детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

4. Пополнить развивающую среду в группе. Материал и оборудование в уголке экспериментирования.

В творческой гостиной мы собираемся с родителями один раз в месяц.

Обсуждаем тему, по которой будем работать, тему обязательно соотносим с темами комплексно - тематического планирования в детском саду. Я рассказываю родителям по какой теме мы будем вести наблюдения в группе и вместе с родителями обсуждаем, какие опыты и наблюдения можно провести дома, используя доступный материал. Также родители в творческой гостиной делятся своим опытом по созданию уголков экспериментирования дома, как наблюдают за окружающим миром с ребёнком во время совместных прогулок на лыжах, экскурсиях и тд. Так Югов Анатолий Михайлович, поделился опытом по созданию компактного уголка экспериментирования дома.

В моей группе создан центр по экспериментированию «Маленький исследователь», который постоянно обновляется и пополняется. Опыты я подбираю простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны силами родителей. В исследовательском центре, мы с детьми учимся, как можно просеивать сыпучие вещества, очистить (профильтровать) воду, наблюдаем за перемещение жидкости в сосудах. Я стараюсь, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом, где присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.

Например, в центре «ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» дети всегда могут найти необходимые материалы и оборудование для собственных исследований по смешиванию различных цветов, получения нового цвета, создания нового способа рисования: различные виды красок, бумаги для рисования, вата, салфетки, прозрачные стаканчики, палитра, кисти, поролоновые и резиновые губки, щёточки, мыльный и жирный растворы и т. д.

Также в центре «Юный исследователь» дети знакомятся и действуют с различными природными материалами: песком, водой, желудями, шишками, каштанами, различными крупами и т. п. В работе я использую специальные столы, наполненные песком и водой. Опуская в воду деревянные, металлические, резиновые, пластмассовые предметы, дети обращают внимание на их плавучесть, смачиваемость, растворяемость. Многие наши «исследования» с детьми начинаются с вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения за явлениями окружающего мира.

Возможность наблюдать и экспериментировать нам предоставлена самой природой. В календаре природы и дневниках наблюдений мы вместе с детьми отмечаем все изменения, которые происходят со снегом, солнцем, деревьями, животными, птицами, насекомыми. Также отмечаем рост и развитие растений, которые мы сажаем в группе.

Дети с удовольствием каждое утро приходят к ним и интересуются, что произошло с посадкой. Я с детьми проводила и такие длительные опыты, которые наглядно помогают понять зависимость жизни растений от воды, кислорода и света: «выпрямляющийся стебель», «дыхание листа», «в погоне за светом». Свои наблюдения дети заносят в индивидуальный журнал опытов и наблюдений. Работа по экспериментированию у меня построена таким образом, что я не преподношу им готовые знания, а помогаю детям добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.

Моя задача, – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как». Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы - творческими личностями.

И в ходе экспериментирования у моих дошколят развивается логическое мышление, воображение, фантазия, творчество, закладываются навыки учебной деятельности.

В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Опыт помогает ребёнку находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

В процессе опытов устанавливается тесная связь между детским экспериментированием и повышением детской познавательной активностью, широким развитием интегративных качеств ребенка.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его занести в тепло; как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.

Перспектива развития

1. Детям предоставляется возможность, инструмент самостоятельного познания окружающего мира.

2. Полученный багаж знаний и умений, позволяет каждому ребенку раскрыть его индивидуальные и творческие способности, поддержать в дошкольнике интерес к исследовательской деятельности.

3. У родителей появляется возможность повысить свою компетентность по теме «Развитие элементарных естественнонаучных представлений у детей.

Мои материалы, разработки конспектов, используются педагогами ДОУ в практической работе с детьми.

Ожидаемые результаты моей работы

Развитие у детей качеств:

- любознательный, активный,

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия,

- применять разные способы детского экспериментирования,

- ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы,

- доказательно объяснять полученный результат,

- формирование предпосылок учебной деятельности,

повышение у родителей компетентности в вопросах детского экспериментирования.

В перспективе я хочу продолжить работу по экспериментированию, развивать параллельное взаимодействие в сферах:

воспитатель — родитель;

воспитатель — ребенок — родитель.

Так как считаю, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активнодействующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире.

Литература

1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М. : Творческий Центр Сфера 2007.

2. Вахрушев А. А. Мир и человек. – М. : Дрофа, 1998.

3. Выготский Л. С. Проблема возраста. – М. : Изд-во МГУ, 1998.

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.

5. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. – М., 2002.

6. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. : Творческий Центр. 2003.

7. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. – М. : Изд-во РОУ, 1996.

8. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М. : Пед. общество России, 2003

9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2004

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игра — путь к познанию мира Доминникова Татьяна Викторовна Воспитатель МБДОУ «Детский сад»Березка» с. Урожайное» г. Симферополь ИГРА — ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА Дошкольное.

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 "Аленушка" р. п. Кузоватово КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ.

Презентация к уроку окружающего мира «Что растёт на подоконнике?» (1 класс) Тема урока: "Что растёт на подоконнике?" Цель урока: познакомить учащихся с различными комнатными растениями. Если в классе присутствую.

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе «Дикие и домашние животные» Урок «Дикие и домашние животные» 2 класс Предмет: окружающий мир Цель урока: обобщить и дополнить знания обучающихся по теме: дикие и домашние.

Презентация «Методы познания окружающего мира» Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется.

Проект «Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира младшими дошкольниками» Введение Анализ внешней ситуации. Для начала определим содержание используемых терминов. Слово «эксперимент» происходит от греческого слова.

Проект «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в младшей группеПроект «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в младшей группе План по реализации познавательно – исследовательского проекта «Детское экспериментирование - путь к познанию мира» Младшая группа Подготовила:.

Родительское собрание в подготовительной группе «Экспериментирование — эффективный метод познания окружающего мира» Родительское собрание в подготовительной группе «Экспериментирование — эффективный метод познания окружающего мира» Родительское собрание.

Самоанализ урока окружающего мира Самоанализ урока Урок окружающего мира был проведен во 2 «Б» классе учителем начальных классов Дорофеевой Надеждой Владимировной по УМК.

Экспериментирование в детском саду и дома как способ развития личности и познания окружающего мира Экспериментирование в детском саду и дома как способ развития личности и познания окружающего мира Экспериментирование — один из способов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
Опубликовано: 17 февраля 2018 в 16:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД