Валентина Четина
Презентация «Экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
«Детский мир чист, светел и прекрасен, полон удивления и волнения. Это наша беда, что для большинства из нас подобное видение, такое подлинное переживание прекрасного и трепет благоговения уже утрачены, когда мы достигаем взрослости. Если бы я смогла повлиять на добрую фею, которая незримо присутствует при крещении всех детей, я бы попросила, чтоб её подарком всем детям в мире стало чувство удивления, которое сохранялось бы на протяжении всей жизни, как противоядие против скуки и разочарований последующих лет…»
Рейчел Карсон.
«Чувство удивления» 1956 г.
Публикация «Презентация „Экспериментирование — путь к познанию окружающего мира“» размещена в разделах
В дошкольном образовании сегодня происходят серьезные перемены, основа которых заложена государством. Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования, в основе которых лежит деятельностный подход.
Обучать деятельности – это значит учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения. Человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, приобрести личный опыт. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством. Дошкольный возраст – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования, цель которого – раскрыть для детей огромный, необъятный, полный чудес мир, который их окружает, с которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Развивает у ребёнка способность решать интеллектуальные личностные задачи, овладевать необходимыми умениями и навыками.
Каждый ребёнок - первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег - это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным - летом, злым и колючим - зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь. Поэтому целью моей работы является: Развитие первоначальных навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей через экспериментирование.
Исходя из этого наметила следующие задачи:
1. Учить детей ставить цель, находить способы её решения и обобщать полученный результат.
2. Способствовать формированию навыков мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д.
3. Развивать познавательный интерес и любознательность детей в процессе наблюдений за реальными природными объектами и практическому экспериментированию с ними.
4. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
5. Воспитывать любовь к природе и стремление защитить её.
Взаимодействие с семьями воспитанников – одна из составляющих структуры образовательного процесса. Осознавая свою ответственность за воспитание и образование детей, я решила свою работу построить на тесном сотрудничестве с родителями по данной теме, вовлекая их во все мероприятия.
На первом этапе была проведена диагностика с родителями на тему «Роль экспериментирования в развитии ребёнка». Итоги диагностики показали, что не все родители понимают значение экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста. Я решила в первую очередь повысить компетентность родителей по данной теме.
• Провела консультации «Ребёнок и окружающий мир», «Развитие интегративных качеств дошкольника в процессе экспериментирования», «Мир глазами детей».
• Создала папку передвижку «Юный исследователь»
Родители заинтересовались данной темой, и на очередном собрании
«Познаём мир вместе с ребёнком», предлагали свои идеи, вносили предложения.
В итоге на собрании было решено:
1. Создать творческую гостиную по экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи»
2. Создать условия для детского экспериментирования дома.
3. Организация совместных с родителями и детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
4. Пополнить развивающую среду в группе. Материал и оборудование в уголке экспериментирования.
В творческой гостиной мы собираемся с родителями один раз в месяц.
Обсуждаем тему, по которой будем работать, тему обязательно соотносим с темами комплексно - тематического планирования в детском саду. Я рассказываю родителям по какой теме мы будем вести наблюдения в группе и вместе с родителями обсуждаем, какие опыты и наблюдения можно провести дома, используя доступный материал. Также родители в творческой гостиной делятся своим опытом по созданию уголков экспериментирования дома, как наблюдают за окружающим миром с ребёнком во время совместных прогулок на лыжах, экскурсиях и тд. Так Югов Анатолий Михайлович, поделился опытом по созданию компактного уголка экспериментирования дома.
В моей группе создан центр по экспериментированию «Маленький исследователь», который постоянно обновляется и пополняется. Опыты я подбираю простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны силами родителей. В исследовательском центре, мы с детьми учимся, как можно просеивать сыпучие вещества, очистить (профильтровать) воду, наблюдаем за перемещение жидкости в сосудах. Я стараюсь, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом, где присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.
Например, в центре «ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» дети всегда могут найти необходимые материалы и оборудование для собственных исследований по смешиванию различных цветов, получения нового цвета, создания нового способа рисования: различные виды красок, бумаги для рисования, вата, салфетки, прозрачные стаканчики, палитра, кисти, поролоновые и резиновые губки, щёточки, мыльный и жирный растворы и т. д.
Также в центре «Юный исследователь» дети знакомятся и действуют с различными природными материалами: песком, водой, желудями, шишками, каштанами, различными крупами и т. п. В работе я использую специальные столы, наполненные песком и водой. Опуская в воду деревянные, металлические, резиновые, пластмассовые предметы, дети обращают внимание на их плавучесть, смачиваемость, растворяемость. Многие наши «исследования» с детьми начинаются с вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения за явлениями окружающего мира.
Возможность наблюдать и экспериментировать нам предоставлена самой природой. В календаре природы и дневниках наблюдений мы вместе с детьми отмечаем все изменения, которые происходят со снегом, солнцем, деревьями, животными, птицами, насекомыми. Также отмечаем рост и развитие растений, которые мы сажаем в группе.
Дети с удовольствием каждое утро приходят к ним и интересуются, что произошло с посадкой. Я с детьми проводила и такие длительные опыты, которые наглядно помогают понять зависимость жизни растений от воды, кислорода и света: «выпрямляющийся стебель», «дыхание листа», «в погоне за светом». Свои наблюдения дети заносят в индивидуальный журнал опытов и наблюдений. Работа по экспериментированию у меня построена таким образом, что я не преподношу им готовые знания, а помогаю детям добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.
Моя задача, – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как». Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы - творческими личностями.
И в ходе экспериментирования у моих дошколят развивается логическое мышление, воображение, фантазия, творчество, закладываются навыки учебной деятельности.
В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Опыт помогает ребёнку находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
В процессе опытов устанавливается тесная связь между детским экспериментированием и повышением детской познавательной активностью, широким развитием интегративных качеств ребенка.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его занести в тепло; как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.
Перспектива развития
1. Детям предоставляется возможность, инструмент самостоятельного познания окружающего мира.
2. Полученный багаж знаний и умений, позволяет каждому ребенку раскрыть его индивидуальные и творческие способности, поддержать в дошкольнике интерес к исследовательской деятельности.
3. У родителей появляется возможность повысить свою компетентность по теме «Развитие элементарных естественнонаучных представлений у детей.
Мои материалы, разработки конспектов, используются педагогами ДОУ в практической работе с детьми.
Ожидаемые результаты моей работы
Развитие у детей качеств:
- любознательный, активный,
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия,
- применять разные способы детского экспериментирования,
- ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы,
- доказательно объяснять полученный результат,
- формирование предпосылок учебной деятельности,
повышение у родителей компетентности в вопросах детского экспериментирования.
В перспективе я хочу продолжить работу по экспериментированию, развивать параллельное взаимодействие в сферах:
воспитатель — родитель;
воспитатель — ребенок — родитель.
Так как считаю, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активнодействующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире.
Литература
1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М. : Творческий Центр Сфера 2007.
2. Вахрушев А. А. Мир и человек. – М. : Дрофа, 1998.
3. Выготский Л. С. Проблема возраста. – М. : Изд-во МГУ, 1998.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
5. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. – М., 2002.
6. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. : Творческий Центр. 2003.
7. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. – М. : Изд-во РОУ, 1996.
8. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М. : Пед. общество России, 2003
9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2004