Елена Удалова
Проект «Детское экспериментирование — путь к познанию мира» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
План по реализации познавательно – исследовательского проекта «Детское экспериментирование - путь к познанию мира»
Младшая группа
Подготовила: воспитатель
Удалова Е. В.
1. Актуальность проекта :
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил,
чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте,
тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,
Публикация «Проект „Детское экспериментирование — путь к познанию мира“ в младшей группе» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, рода-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.
На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории благодаря Федеральному Государственному Образовательному стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.
Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?
Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Деятельность реализуется в разных формах:
самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка - стихийно,
непосредственная образовательная деятельность - организованная воспитателем;
совместная – ребенка и взрослого – на условиях партнерства.
Но проблема заключается в том, что очень часто в детских садах на занятиях преподносят готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, экспериментировать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден получать от педагогов готовые сведения о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Такое обучение можно назвать пассивным, у него нет шансов развить у детей высокую познавательную активность. Это может привести к тому, что детям сложно будет самостоятельно добывать знания, учиться.
Федеральные государственные требования диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.
В начале проекта запланировано первичное диагностическое исследование с целью выявления формирования элементарных математических представлений у детей данной группы.
Цель проекта :
Развивать интерес детей к исследовательской – экспериментальной деятельности через опыты и эксперименты.
Задачи проекта :
1. Расширять представление детей о значении окружающего мира.
2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов: бумага, вода, снег, песок, растения и т. д.
3. Формировать выполнение правил техники безопасности при проведении экспериментов.
4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
5. Активизировать речь и пополнять словарь детей, развивать наблюдательность, умение делать простейшие выводы.
6. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта :
Исследовательские: изучение и анализ методической литературы, беседа, анкетирование, диагностирование, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное);
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций.
Словесные методы: беседы, рассказ, чтение художественной литературы;
Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые, театральные, ситуативные и т. д.)
Практические методы: обыгрывание различных ситуаций решение проблемных ситуаций, моделирование.
Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей)
Формы организации по реализации проекта :
игровая деятельность: дидактические настольные, словесные; с/р и др. игры;
детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования);
художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование);
образовательная деятельность: НОД, решение проблемных задач.
Ожидаемые результаты проекта :
-у ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.
- Ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.
-ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
- ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.
Тип проекта :
По тематике–познавательно - исследовательский
По срокам реализации – среднесрочный
Сроки реализации: ноябрь – март
По составу участников – групповой
Участники: Дети младшей группы, воспитатели, родители.
Этапы реализации проекта
I. Предварительный этап
*анализ основной образовательной программы воспитания и обучения в детском саду,
* изучение требований ФГОС ДО к предметно-пространственной среде,
* изучение практических и теоретических сведений о детской экспериментальной деятельности,
* определение содержание экспериментальной деятельности по темам с учетом рабочей программы данной возрастной группы
* составление плана реализации проекта с постепенным усложнением познавательных задач,
* подготовка картотеки опытов,
* подбор игр по экспериментированию,
* проведение анкетирования родителей
* создание предметно - развивающей среды в группе
II. Основной этап.
Систему работы выстроила из взаимосвязи трех основных блоков.
1. Непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.
2. Совместная деятельность педагога и детей.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Интерактивной работы с родителями.
Тема: «Вода"
Игра– экспериментирование «Чудо – водичка»
Дать представления о том, что вода не имеет цвета и запаха (сравнить с молоком, соком)
.Игра– экспериментирование
«Приготовим сок для кукол»
Формировать представления о свойстве воды растворять некоторые вещества.
НОД «Экспериментирование с водой»
Цель:
--продолжать знакомить с водой и ее свойствами; обогащать словарный запас, развивать диалогическую речь.
--формировать элементарные представления об основных свойствах воды; развивать умение выделять отдельные признаки воды и интерес к экспериментированию; закрепить знания о названиях предметов, домашних и морских животных.
--стимулировать развитие интереса к совместным играм; формировать умение общаться, соблюдать отдельные элементарные моральные нормы и правила поведения.
«Познавательное развитие» (ФЦКМ)«Тонет — не тонет».
Цель: обогащение непосредственного чувственного опыта детей.
1. Учить детей узнавать о свойствах предметов, используя все анализаторы чувств.
2. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
3. Расширять и обогащать активный словарь детей.
4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение радоваться успеху других.
НОД «Свойства воды»
Цель: расширить знания детей о том, что вода человеку необходима, чтобы пить, готовить обед, стирать, поливать (на нашей планете много воды, но ее надо беречь, раньше в реках и озерах вода была чистая, ее можно было пить, сейчас — грязная и употребляется только после очистки).
Исследовательская деятельность ТАЯНИЕ СНЕГА.
Цель: Подвести к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.
Дидактические игры «Чистые ручки», «Помощники».
Опыты: «Опыт со снегом»Дать представления о физическом свойстве снега (таяние)
Тема: «Бумага»
НОД Познавательно – исследовательская деятельность «Свойства бумаги»
Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Образовательные задачи: Познакомить детей с качествами и свойствами разных видов бумаги; научить выявлять общие качества и различия бумаги в исследовательской деятельности (рвётся, мнётся, размокает). Формировать умение наблюдать и делать выводы
Развивающие: Развивать у детей тактильную чувствительность; познавательную и творческую активность; развивать мелкую моторику рук; Закрепить навыки рисования, используя нетрадиционную технику изо. деятельности.
Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к книге.
НОД «Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани». Ц: Познакомить со свойствами бумаги (непрочная, рвётся, мнётся, её можно склеить) и ткани (прочная, её трудно порвать, мнётся меньше, чем бумага, её можно сшить).
.Игра– экспериментирование
«Рвется, мнется»
Дать представления о тканях, о назначении и свойствах (в сравнении с бумагой)
Игры с бумажными куклами, игрушками из бумаги.
Чтение и рассматривание книг.
Тема: «Песок»
«Песок сухой и мокрый»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
Игра– экспериментирование «Сыпем, лепим»
Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.
«Испечем пирожки»
Цель:
- Познакомить детей со свойствами сухого и сырого песка;
Задачи:
- Подготовить детей к игре с песком в песочном дворике;
- Дать понятия: «сухой» песок сыплется, а «сырой» песок остается на ладошках, из него можно печь пирожки;
- Воспитывать желание трудиться, для других (гостей и куклы «Танечки»);
«Свойства песка»
Цель: Развивать познавательно-исследовательские способности детей.
Задачи:
-усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
-развивать представления о свойствах песка;
Дидактические игры «Следы», «Куличики».
Рисование на сухом песке.
Тема: «Воздух»
«Воздух вокруг нас»
Цель: знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем); развивать умение решать проблемные задачи; воспитывать интерес к экспериментированию; знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха.
«Пускание кораблика в тазике с водой» (Проект)
Цель: научить детей обнаруживать воздух, который они выдыхают из себя.
«Пускание мыльных пузырей»
Цель: научить детей пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Дидактические игры «Поймаем воздух», «Буря в стакане».
Игры с султанчиками, вертушками и веерами.
Подвижные игры: «Мой веселый звонкий мяч», игры с воздушными шариками.
НОД «Легкий-тяжелый»
Цель: Показать детям, что предметы бываю легкие и тяжелые.
Задачи:
1. Показать, как можно определить вес предметов, взвешивая на руках.
2. Научить группировать предметы по весу (легкие - тяжелые).
3. Вызвать интерес к предметам разной весовой категории.
НОД «Какой формы камень?»
- познакомить детей с разнообразием камней по форме, размерам, окраске, прочности и т. д. ;
- учить детей выявлять и называть свойства и особенности камней (крепкий, : твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий и др.)
- закрепить представления детей о том, что камни – это компонент неживой природы.
НОД «Захотела птичка пить…»
1. Развивать собственный познавательный опыт через эксперементально-практическую деятельность.
2. Расширять представление о взаимосвязи в неживой природе.
1. Игра– экспериментирование «Твердый, мягкий»
Формировать знания детей о свойствах некоторых предметов.
Игра- экспериментирование «Сказка о камешке (Тонет, не тонет)
Продолжать знакомить детей со свойствами предметов.
Тема «Огород на окне»
Игра– экспериментирование «Чудо – семечки»
Дать представления о прорастании семян.
Игра- экспериментирование «Луковая грядка»
Формировать представления о необходимости воды для растений.
Пасадка семян томата, огурцов.
Продолжать формировать представления о растениях (растения имеют корни, листья).
НОД: «Посадка лука».
Цель: создание условий для формирования представлений о выращивании лука.
Задачи:
формировать представления о строении луковицы, об условиях необходимых для роста растения.
Наблюдение за веточками деревьев
Цели:
- Развивать интерес дошкольников к познавательной деятельности через эксперимент-наблюдение за развитием почек веточек березы, вербы и абрикоса. Дать представление о том, что они могут расти и развиваться, если для этого созданы необходимые условия (свет, вода, тепло).
- Развивать эстетическое чувство, чувство радости от красоты природы.
Тема «Магнит»
НОД «Свойства магнита»
Учить детей основам ведения исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Игры с магнитной доской и магнитными играми
Игры с магнитом в уголке экспериментирования
Магнитная игра «Рыбалка»
Взаимодействие с родителями воспитанников
Консультации на тему: «Малыши познают мир вокруг себя!», «Детское экспериментирование дома».
Изготовление папки – передвижки «Экспериментируйте с детьми дома»
С целью привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду предлагается подготовить проекты «Экспериментируем дома».
Подготовка индивидуальных консультаций для родителей.
Показ презентации на родительском собрании. «Детское экспериментирование – путь к познанию мира»
Заключительный этап:
Создание папки «Наши опыты»
Проведение повторной диагностики для выявления знаний у детей.
проведение анкетирования родителей с целью: выяснения отношение родителей к познавательному исследовательской деятельности и интереса к предметам и явлениям окружающей жизни.
Отчет по реализации проекта и показ презентации «Детское экспериментирование – путь к познанию мира» на педсовете.