Котельникова Анна
Экспериментирование с водой для детей раннего и младшего возраста
Экспериментирование для детей наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Ребенок воспринимает мир в этот период жизни через чувства и ощущения. Ведь дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, а так же с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенок в раннем возрасте не научится обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности. Испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Публикация «Экспериментирование с водой для детей раннего и младшего возраста» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Младшая группа
- Экспериментирование. Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Поэтому Экспериментирование открывает широкие возможности для познавательного развития наших детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами материалов. Кроме этого, дети закрепляют элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, происходит развитие всех видов восприятия, развивают мелкую моторику, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка.

Рассмотрим на примере с водой.
Игра 1 «Как вода меняет цвет?»
Цель: Дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ. Активизировать словарь детей; развивать умение делать простейшие выводы. Воспитывать положительное отношение к экспериментальной исследовательской деятельности.
Оборудование: Разведенная краска разных цветов, пипетка, молоко, мерные стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой, камушки.

Игра 2 «Спрячем камушки», где дети бросают камушки в стаканчики с окрашенной водой. Вопросы: «Где камушки? Почему их не видно?
(камушек не видно, потому что вода окрашена).

Вывод: Вода приобретает цвет растворённого в ней вещества; в окрашенной воде предметов не видно.
Игра 3 «Какую форму принимает вода?»
Цель: Формировать представления детей о том, что вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают. Развивать координацию движений, мыслительные процессы. Воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию.
Оборудование: Ёмкости разной величины и формы, большой таз с водой.
Игра 4 «С формочками и баночками». Заполним водой все приготовленные ёмкости и поставим их на стол. Во все ли баночки налилась вода? (во все). Баночки и формочки одинаковой формы или разной? (ёмкости разной формы). Вода во всех формочках и баночках одинаковая или нет (одинаковая).Как вы думаете, имеет ли вода форму? (вода не имеет формы).
Вывод: Вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают.