Папки-передвижки

Экспериментирование в ДОУ с детьми дошкольного возраста (15 фото)

Меньшикова Людмила Викторовна
Экспериментирование в ДОУ с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Экспериментирование в ДОУ с детьми дошкольного возраста

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.

Еще В. А. Сухомлинский утверждал, что "ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира". А исследователь - это человек, которого влечет неизвестное, который находится в постоянном поиске вопросов и ответов на них.

Публикация «Экспериментирование в ДОУ с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Фото №1 Воспитательное значение природы трудно переоценить Фото №2 Общение с природой положительно влияет на человека делает его добрее мягче будит в нем лучшие чувства

Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т. п.

Детское экспериментирование дошкольников с природой будет успешной деятельностью, если:

- будет выявлен уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью;

- будет оборудован уголок экспериментальной деятельности;

- будет проведен ряд экспериментов по ознакомлению дошкольников с природой.

Фото №3 Особенно велика роль природы в воспитании детей

Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Фото №4 Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и результативности. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Фото №5 Сухомлинский утверждал что ребенок по своей природе пытливый исследователь открыватель мира

Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка, положительно влияет на эмоциональную сферу, на развитие его творческих способностей, оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.

При проведении экспериментов придерживаются следующей структуры:

1) постановка проблемы;

2) поиск путей решения проблемы;

3) проведение наблюдения;

4) обсуждение увиденных результатов;

5) формулировка выводов.

Эксперименты бывают индивидуальные или групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.)

По способу применения эксперименты могут быть различными. Они делятся на демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям детей.

Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т. к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми, не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей (например, при демонстрационных экспериментах, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.). В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.

Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

Необходимо также учитывать особенности экспериментирования в разных возрастных группах. У детей средней группы появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим - для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, песка.

Фото №6 А исследователь это человек которого влечет неизвестное который находится в постоянном поиске вопросов и ответов на них Фото №7 Публикация Экспериментирование в ДОУ с детьми дошкольного возраста размещена в разделах Опытно экспериментальная деятельность Темочки Дистанционная педагогическая конференция февраль

Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Детское экспериментирование сложный многогранный процесс включающий в себя и живое наблюдение и опыты проводимые ребенком В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее Опытно экспериментальная деятельность опытным путем Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний а тип их усвоения определяемый типом деятельности в которой знания приобретаются

Опыт со снежинками. Какие они на самом деле?

Суть опыта: показать ребёнку, какими бывают снежинки. Сравнить формы и размеры, убедиться, что каждая снежинка уникальна.

Проводим опыт:

1. Выберите для прогулки подходящий день: с небольшим снегопадом и не слишком морозный.

2. Возьмите с собой нужные для эксперимента материалы : лупу, кусок тёмной ткани или бумаги, телефон (понадобится, чтобы сделать фотографии).

3. Предложите детям игру: пусть они поймают на ткань или бумагу как можно больше снежинок.

4. Рассмотрите снежинки через лупу — в ходе эксперимента дети увидят, что невозможно найти две абсолютно одинаковые снежинки.

5. Сфотографируйте снежинки, чтобы дома рассмотреть их ещё лучше.

В завершение опыта расскажите детям о том, что неповторимость снежинок доказал американский ученый Кеннет Либбрехт. Он собрал самую большую в мире коллекцию снежинок, при этом среди них не нашлось двух одинаковых. Ещё Либбрехт доказал, что у большинства снежинок шесть углов, реже — три, также встречаются снежинки и с двенадцатью углами. А вот снежинок с четырьмя, пятью и восьмью углами не бывает, и вы сможете убедиться в этом сами, рассмотрев получившиеся фотографии.

Ледяные пузыри. Надуваем сказочно красивые мыльные пузыри

Для любого возраста.

Суть опыта: увидеть, как замерзают мыльные пузыри на морозе. Объяснить ребёнку, что так происходит благодаря тому, что в пузырях содержится вода.

Проводим опыт:

1. Чтобы эксперимент получился, выберите морозный день, когда температура на улице опустится до -10 °C или ниже.

2. На прогулке предложите ребёнку надуть мыльные пузыри.

3. Обратите внимание ребёнка, что мелкие кристаллики появляются на поверхности пузыря сразу же, а полностью пузырь замерзает только через несколько секунд.

4. Если ребёнок старше семи лет, можно объяснить ему, что появление узоров на пузыре называется процессом кристаллизации, если малышу меньше семи лет, достаточно рассказать, что в пузырях есть вода, а вода всегда замерзает на холоде.

Творческие и познавательные опыты со льдом и снегом

Цель этих опытов — показать ребёнку свойства снега и льда, подключив детское воображение и превратив деятельность по исследованию снега и льда в творческий процесс.

Экспериментировать можно в домашних условиях или провести опыты на занятиях в детском саду и школе.

Куда исчезает снег? На простом примере разбираемся, что такое плотность вещества

Суть эксперимента : показать детям, как изменяется объём снега в разных состояниях.

Проводим опыт:

1. Наполните банку снегом.

2. Если есть возможность, для большей наглядности взвесьте набранный снег.

3. Закройте банку крышкой и дайте снегу согреться при комнатной температуре.

4. Когда снег растает, покажите ребёнку, что воды в банке совсем немного (если взвесить воду, окажется, что её вес примерно в пять раз меньше веса снега до таяния).

После проведения опыта можно простыми словами поговорить с ребёнком о плотности вещества. Между снежинками, из которых состоит снег, находится много воздуха, поэтому плотность снега низкая: снег лёгкий и теряет много веса, если его растопить.

Опыты со снегом хороши своей наглядностью. Конкретно этот опыт покажет, что вода, оставшаяся после таяния снега, — грязная, а значит, есть снег и лизать сосульки не нужно.

Как помочь снегу таять быстрее? Изучаем свойства снега

Суть опыта: посмотреть, как плотность снега влияет на скорость таяния.

Проводим опыт:

1. Попросите ребёнка положить в одну ёмкость снег, предварительно сформировав из него плотный комок.

2. В другую ёмкость положите примерно такое же количество снега «как есть», не придавая ему никакой формы.

3. Понаблюдайте вместе с ребёнком, в какой из ёмкостей таяние начнется быстрее.

4. Поговорите о том, почему скатанный в комок снег тает медленнее: ребёнок сделал снег плотнее, воздуха в нём стало меньше, поэтому тепло в снежок проникает медленно.

Цветной снег. Раскрашиваем снег красками

Для старших дошкольников и школьников.

Суть опыта: узнать, можно ли раскрасить снег.

Проводим опыт:

1. Подготовьте снег и краски для работы.

2. Предложите ребёнку раскрасить снег сначала в один, а потом в несколько цветов.

3. Дайте объяснение опыту: если ребёнок маленький, скажите, что из-за рыхлости снег легко впитывает краску, школьнику расскажите о том, что температура краски выше температуры снега, поэтому краска легко впитывается в снег.

Волшебная сосулька. Делаем необычную цветную сосульку своими руками

Суть опыта: увидеть, как появляются сосульки и как вода меняет своё состояние.

Инструкция:

1. Опыт нужно проводить на улице при достаточно низкой температуре, не выше -5 °C.

2. Возьмите пластиковую бутылку, отрежьте у неё горлышко, проделайте одно или несколько отверстий на дне.

3. Через каждое отверстие проденьте плотную нить, смоченную водой — вода нужна для того, чтобы процесс замерзания начался быстрее.

4. Возьмите на улицу подготовленную бутылку и другие нужные материалы: ёмкость с прохладной водой, несколько пластиковых контейнеров, наполненных водой с добавлением красителей.

5. На улице закрепите бутылку с нитками повыше, но так, чтобы можно было подливать в бутылку воду: например, на дереве, лестнице.

6. Контейнеры с водой поставьте на землю, под бутылками, поместите в контейнеры концы ниток из бутылки.

7. В бутылку с нитками налейте прохладную воду и добавьте краситель — вода обязательно должна быть не тёплой, чтобы лёд не растаял (можно взять шприц, чтобы наливать воду понемногу).

8. Наблюдайте, как на нитях формируются цветные сосульки, периодически подливая воду и добавляя красители разных цветов.

Фото №8 В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование Фото №9 Оно выступает как метод обучения если применяется для передачи детям новых знаний
Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Детское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возрастаДетское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Мой опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать и играть. Интерес к.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Фотоотчет «Экспериментирование со снегом» для детей раннего возрастаФотоотчет «Экспериментирование со снегом» для детей раннего возраста Интересные эксперименты можно проводить в любое время года не только в помещении, но и на улице. Зима - та пора, чтобы изучать снег и его.

Консультация для родителей «Экспериментирование детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Экспериментирование детей дошкольного возраста» Эксперименты в дошкольном возрасте помогают детям приобрести.

Мастер-класс для воспитателей «Любопытный лисенок». Экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста «Метод экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Цель мастер-класса: Демонстрация.

Рисование-экспериментирование с ребенком младшего дошкольного возраста в семейном детском саду «Дерево осенью»Рисование-экспериментирование с ребенком младшего дошкольного возраста в семейном детском саду «Дерево осенью» Рисование открывает малышу огромные возможности для творчества. Как известно все дети любят рисовать. Особенно красками. Но не все родители.

Экспериментирование с детьми дошкольного возраста на примере огорода на подоконникеЭкспериментирование с детьми дошкольного возраста на примере огорода на подоконнике Ребёнок - дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности.

Экспериментирование в Фикси-лаборатории «Знакомство со свойствами резины» для детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментирование в Фикси-лаборатории «Знакомство со свойствами резины» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование у детей представлений о резине. Задачи: Обучающие: - Дать представление о деревьях, дающих каучук, о резине и ее свойствах.

Экспериментирование в группе раннего возраста «Цветные льдинки»Экспериментирование в группе раннего возраста «Цветные льдинки» Цель: в процессе экспериментирования показать детям, что вода при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование в ДОУ с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 5 февраля 2023 в 18:52
+151Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование в ДОУ с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Меньшикова Людмила Викторовна (УИ 368406) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 59.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД