Мария Нурбобоева
Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте с водой
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ
«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ С ВОДОЙ»
Введение
Экспериментирование является важным элементом обучения в
старшем дошкольном возрасте, так как помогает детям развивать
любознательность, наблюдательность и способность к анализу. Тема
воды – одна из наиболее интересных для дошкольников, поскольку
она окружает их в повседневной жизни и вызывает у них много
вопросов.
Цели:
Публикация «Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте с водой» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Старшая группа
- Экспериментирование. Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
• Развить у детей способность к самостоятельным наблюдениям
• Познакомить детей с основными свойствами воды (текучесть,
прозрачность, изменяемость состояния).
• Развивать у детей навыки взаимодействия в группе и
коллективного принятия решений.
• Воспитать бережное отношение к природным ресурсам.
Задачи:
• Формирование представлений о свойствах воды через
эксперименты.
• Развитие умения наблюдать и делать выводы на основе
проведенных опытов.
• Обогащение словарного запаса детей терминами, связанными
с водой.
Материалы:
• Емкости с водой различной формы и размера (стаканы,
бутылки, миски).
• Краски, пипетки, крахмал, соль, лед.
• Набор для смешивания и переливания жидкости (лейки, ложки,
мерные стаканы).
• Специальные игрушки для работы с водой (сита, кораблики,
мельницы).
Основные эксперименты :
Эксперимент 1 : «Текучесть воды»
Цель: Продемонстрировать, что вода является текучей
субстанцией. Процесс:
Налить воду в различные емкости.
Попросить детей перелить воду из одной емкости в другую,
наблюдая, как она принимает форму сосуда.
Обсудить с детьми, что вода не имеет постоянной формы, а
принимает форму сосуда, в котором находится.
Эксперимент 2 : «Растворимость»
Цель: Исследовать растворимость различных веществ в воде.
Процесс:
Попросить детей добавить в воду соль, крахмал, краски и
посмотреть, что произойдет.
Объяснить, что некоторые вещества растворяются в воде (соль, а
другие – нет (крахмал).
Сделать вывод о том, что вода может изменять свои свойства в
зависимости от добавленных в нее веществ.
Эксперимент 3 : «Состояния воды»
Цель: Показать детям, что вода может быть в разных состояниях:
жидком, твердом и газообразном. Процесс:
Покажите детям кусочки льда, дайте им потрогать лед.
Попросите детей наблюдать за тем, как лед постепенно тает и
превращается в воду.
Обсудите, что вода может находиться в твердом состоянии (лед) и
жидком (вода).
Можно также продемонстрировать кипение воды, чтобы показать
превращение воды в пар.
Эксперимент 4 : «Вода и воздух»
Цель: Показать, что в воде могут быть пузырьки воздуха. Процесс:
Наполните стакан водой и попросите детей осторожно дуть в нее
через соломинку, наблюдая за пузырьками.
Объясните, что в воде есть воздух, который выходит наружу в виде
пузырьков.
Итог занятия:
После проведения всех экспериментов важно обсудить с детьми,
что они узнали нового о воде. Попросите детей вспомнить, что такое
текучесть, растворимость, и рассказать, в каких состояниях может
находиться вода.
Оценка результатов:
• Дети смогут называть основные свойства воды.
• Смогут проводить простые эксперименты и делать выводы на
основе наблюдений.
• Разовьются коммуникативные навыки через обсуждение
экспериментов в группе.
Рекомендации:
• Включайте в занятия различные эксперименты, чтобы
поддерживать интерес детей.
• Обсуждайте результаты опытов и поощряйте детей делать
выводы самостоятельно.
• Прививайте детям заботу о воде как о важном ресурсе
природы.