Приложение МААМ

Элементы логоритимики в формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста

Валентина Шеина
Элементы логоритимики в формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд

2 слайд

Дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи. Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду.

Полноценная речь - необходимое условие успешного обучения в школе.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.

Публикация «Элементы логоритимики в формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты, элементами культурного общения, речевым слуховым.

3 слайд

Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка.

Помочь ребенку в становлении и развитии речи может такой эффективный метод преодоления речевых нарушений как логоритмика.

Что такое логоритмика?

Это форма активной терапии, в которой формирование звукопроизношения идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и движением.

Профессор В. А. Гиляровский Е. В. Чаянова, Е. В. Конорова, В. А. Гринер, Н. С. Самойленко, Н. А. Власова, Д. С. Озерецковский, Ю. А. Флоренская они подчеркивали, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка. Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения.

4 слайд

Задачи логопедической ритмики : оздоровительные, образовательные (познавательные, воспитательные, оздоровительные.

Методами логоритмики в доступной и интересной форме у детей развиваются общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность.

Для формирования всех сторон речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как «Коммуникация», «Физическая культура», обеспечивающих всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

5 слайд

Задачи в данном разделе программы представлены на слайде.

6 слайд

Решение данных задач с детьми младшего дошкольного возраста позволяют их увеличившиеся возрастные особенности. Назовем некоторые из них:

В этом возрасте у ребенка накапливается определенный словарный запас, который состоит из существительных и глаголов. Постепенно в речи дошкольников 4 лет появляются прилагательные, наречия и другие части речи.

Речь привлекает внимание детей и активно используется ею. Дети удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. В этом возрасте происходит активизация артикуляционных навыков, пополнение активного и пассивного словарного запаса.

Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения.

Но несмотря на всю значимость логоритмических игр и упражнений, а так же анализ существующей литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что логоритмические игры и упражнения в основном широко включаются и применяется в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений.

Этим и обусловлен выбор моей методической разработки

7 слайд

Отсюда вытекает цель и задачи моей разработки

Создать условия, необходимые для развития звуковой культуры речи, предотвращение причин возникновения речевых нарушений в младшем дошкольном возрасте с использование элементов логритимики.

Для достижения этой цели я поставила перед собой задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме.

2. Определить особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

3. Систематизировать игровой занимательный логоритмический материал для упражнений с детьми.

4. Разработать методические рекомендации по профилактике и формированию произносительной стороны речи.

8 слайд

Полноценное формирование у детей звуковой культуры речи организовано в трех основных блоках образовательного процесса:

1) на специально организованных познавательных занятиях;

2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем в ходе режимных моментов;

3) в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Методы:

• наглядный (показ движений или элементов);

• тактильно-мышечный метод (использование палочек, пуговиц, монет);

• словесный метод (объяснение с опорой на жизненный опыт, пояснение при показе, указания, беседа для уточнения движений)

• практический метод (стимулирование к творческому поиску, показ

отдельных ролей)

9 слайд

Реализация цели и поставленных задач осуществлялась поэтапно:

На первом этапе мною была проведена первоначальная диагностика произносительной стороны речи детей младшего дошкольного возраста и развитие двигательной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Для определения уровня методику Фомичёвой М. для определения уровня двигательной сферы использовали критерии «Программы воспитания и обучения в детском саду» в разделе «Физическая культура» II младшая группа.

Полученные результаты диагностики позволяют сделать следующие выводы: наиболее низкие результаты дети показали при оценке звукопроизношения Низкие показатели дети имеют по интонационной выразительности речи и громкости. Мной были проанализированы и результаты уровня двигательной сферы: движения детей не всегда носят координированный характер, дети еще плохо ориентируются в пространстве, а движения маловыразительны и не точны.

10 слайд

Цель второго (формирующего) этапа :

Цель: Улучшение речи, ее звуковой стороны, дикции, эмоциональной окрашенности через развитие слухового внимания путём развития двигательной сферы.

Задачи:

1. Развивать фонематический слух

2. Развивать артикуляционный аппарат

3. Воспитывать умение детей регулировать силу голоса

4. Формировать правильное звукопроизношение

5. Развивать хорошую дикцию

6. Воспитывать интонационную выразительность речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра

7. Воспитание выразительности движений, переключаемости с одного поля деятельности на другое, умения перевоплощаться, умения согласовывать речь с движением.

Интегративная деятельность по формированию звуковой культуре речи с использованием элементов логоритмики, на этом я делаю акцент, построена с соблюдением тематического принципа планирования, подчинена единому сюжету с обязательным включением различных игр (пальчиковых, мимических, речевых, подвижных, так как только в игре у ребенка младшего дошкольного возраста могут формироваться все психические функции (в том числе и речь) это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

11 слайд

НОД имеет следующую структуру и она представлена на слайде.

Структура НОД не может включать все перечисленные элементы и определятся в зависимости от темы.

1. С детьми проводят упражнение, способствующее выработке подвижности органов артикуляционного аппарата.

2. Знакомят детей с новым звуком или звукоподражанием.

3. Педагог побуждает детей к произношению данного звука

4. Звук помещается в слог.

5. Детей упражняют в произношении звука в словах фразовой речи.

Более подробно остановимся на структурных частях и соотнесем их с применением элементов логоритмики.

12 слайд

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.

Уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.

13 слайд

Воспитание правильного произношения звука в словах и развитие фонематического слуха.

Воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха.

14 слад

Для повышения уровня речевого развития дошкольников я систематически использовала логоритмические игры и упражнения в совместной деятельности с детьми и в режимных моментах.

Для обогащения предметно-развивающей среды внесла логопедические игры.

15 слайд

Решение задачи повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка. Ежемесячно пополняются странички в родительских уголках: "Почему малыш не говорит?", "Что происходит, когда дети занимаются пальчиковой гимнастикой?", информационные стенды : "Играя, лечим", "Тра-ля-ля для язычка" и т. д., консультациями на темы: "Развитие речевого дыхания", "Как разговорить молчуна?"и др.

Мной был использован следующий учебно-методический комплекс.

16 слайд

На этом слайде мы представляем план непосредственно образовательной деятельности по звуковой культуре речи с использованием элементов логоритмики.

Цель которого Учить воспринимать на слух и правильно произносить звуки “д”, “д” изолированно в словах, слогах, фразах.

Продолжать развивать слуховое восприятие, воздушную струю, силу голоса.

Закреплять умение соотносить речь и движения.

Воспитывать умение играть в коллективе сверстников.

17 слайд

Целью третьего этапа работы стало

Определение эффективности использования элементов логоритмики по формированию правильной произносительной стороной речи.

Таким образом, данные контрольного этапа уровня сформированности звуковой культуры речи, показывают, что существенные изменения произошли в моторном развитии детей : улучшилась ходьба, походка стала более устойчивой. Возникла плавность переключения с одного движения на другое. Дети ритмично двигались, подбирали выразительные движения в соответствии со стихотворным текстом и характером изображаемого, значительно улучшилась координация движений. Улучшилась чистота звукопроизношения, выразительность речи, появились паузы, разные интонации, размеренность речи. Стал более сформированным фонематический слух.

18 слайд

Воспитывая звуковую культуру используют элементы логоритмической гимнастики : как музыкальные, так и речевые упражнения, как звуковые, так и словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к звуку, слову в сочетании с движением. Поэтому, выбранная система работы способствует эффективному повышению уровня речевого и двигательного развития. Отмечается положительная динамика в качественных изменениях показателей слухового, зрительного, тактильного внимания, восприятия, памяти детей.

Публикации по теме:

Памятка для воспитателей. Приемы развития речи у детей в раннем возрасте.Памятка для воспитателей. Приемы развития речи у детей в раннем возрасте. Одним из наиболее важных процессов в развитии детей раннего возраста является активизация речи и её развитие. На втором году жизни начинает.

План педагогического совета «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Элементы логоритимики в формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 ноября 2013 в 20:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Элементы логоритимики в формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Шеина (УИ 148786) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД