Получи документы

Эмоциональное благополучие дошкольников с общим недоразвитием речи

Екатерина Ильина
Эмоциональное благополучие дошкольников с общим недоразвитием речи

Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На данном этапе основным приоритетом выступает личностно -ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Публикация «Эмоциональное благополучие дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. А эмоциональное развитие является одним из новых направлений в развитии личности.

Пожалуй, самыми ценными человеческими качествами во все времена и во всех культурах считаются доброта и отзывчивость. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду — драгоценный талант, который, увы, встречается все реже. И хотя в наши дни более важными становятся совсем другие качества (способность добиваться своего, сила, прагматизм, стремление к лидерству и пр., на вопрос «Что вы больше всего цените в людях?» подавляющее большинство по-прежнему отвечает: доброту и отзывчивость.

Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции и чувства, как любовь и ненависть, дружба и взаимопонимание и т. д. В наше время, когда сеть телевидения, литература опутаны насилием и убийствами, унижением достоинств другого человека, эмоциональное развитие ребенка является особенно актуальным.

Дошкольный период - возраст, когда эмоции, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания. На протяжении всего дошкольного возраста у ребенка идет развитие эмоциональной сферы : обобщение опыта эмоциональных переживаний, формирование понимания собственных эмоциональных состояний, складываются эталоны восприятия эмоционального состояния других людей, формируются умения их выражать, что не всегда доступно ребенку с общим недоразвитием речи.

Психологическая и педагогическая наука подчеркивают огромную роль эмоций для всего хода становления психики детей, а также важность развития эмоциональной саморегуляции у детей - дошкольников (А. И. Захаров, Л. Ф. Островская, Ольшанникова А. Е., Юркевич B.C., Цыркун Н. А., Колпакова Н., Степанова Г. и др.)

Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с неточными отклонениями в эмоциональной сфере. Кроме того, сокращается число здоровых детей. Увеличивается и число отклонений, приобретенных в раннем детстве в физическом и умственном развитии. Отдельную и все более многочисленную группу представляют собой дети с речевыми нарушениями.

ОНР (общее недоразвитие речи) представляет одно из наиболее тяжелых речевых расстройств, которое может быть вызвано целым рядом причин. Наличие речевой патологии у ребенка часто вызывает у родителей и взрослых ближайшего окружения неадекватное отношение к нему. Вследствие чего у ребенка формируется особое отношение к себе и окружающему мир, появляются признаки эмоционального неблагополучия.

Публикации Грибовой О. Е., Левиной Р. Е., Мастюковой Е. Л., Чиркиной Г. В., Филичевой Т. Б. и др. подтверждают наличие у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений коммуникативного акта, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми.

Важную роль в развитии личности ребенка играет семья и взаимоотношения с родителями. Первые впечатления, радостные и горькие, удивление и заинтересованность, обиды и разочарования, истоки будущих отношений с людьми - все возникает в семье.

Проблема условий эмоционального благополучия ребенка в семье привлекает все большее внимание широкого круга исследователей (Алемаксин М. А, Захаров А. И., Дубровина И. В., Божович Е. Д., Бреслав Г. М., репина Т. А. и др.).

В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, должны преобладать мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи.

Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник формирования чувств дошкольника : радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.

На основе наших наблюдений мы сделали выводы, что

эмоциональная сфера дошкольников с ОНР характеризуется повышенной тревожностью, высокой степенью психоэмоционального напряжения, невыраженностью сопереживания к эмоциональному состоянию других людей;

• самооценка детей с ОНР значительно ниже, чем у их ровесников, не имеющих речевых нарушений;

• у детей с ОНР снижено стремление к успеху, они более остро воспринимают неудачи.

Обучение и эмоционально-волевая сфера неразрывно связаны между собой. Дети, испытывающие чувство тревоги, имеющие низкую самооценку, высокую степень психоэмоционального напряжения, не проявляющие активности в какой-либо деятельности, не смогут ничему научиться. Сколько бы сил не тратили на это взрослые. Поэтому задача педагогов найти подход, средства и методы для успешного обучения и воспитания детей с ОНР.

Формирование эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи требует поэтапной работы. Основной целью мы ставим ознакомление детей с эмоциональными состояниями, которые доступны их возрасту (радость, гнев, страх, грусть, удивление, формирование умения передавать и понимать заданное эмоциональное состояние. Далее нашей задачей является формирование эмоциональной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и во время специальных игр, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность такой деятельности состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоции, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

Мы учим детей «читать» эмоциональное состояние других людей и адекватно на него откликаться. Ребенок, у которого наблюдаются трудности в определении эмоциональных состояний и настроения людей, не научится правильно тожовать социальные ситуации, будет ошибаться в выборе линии поведения, что приведет к проблемам во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми.

С целью создания эмоционального комфорта детям в группе мы выработали правша, которые имеют воспитательную ценность: • положительно оценивать ребенка и его действия;

• никогда не называть ребенка по фамилии, так как это снижает эмоционально - положительный настрой;

• уважать права ребенка на развитие индивидуальности;

• признавать значимость каждого ребенка для всей группы;

• вызывать стремление у каждого стать равноправным членом детского коллектива;

• подчеркивать специфичность половых различий (направлять внимание девочек на мягкость, женственность, внимательность; мальчиков - на смелость, великодушие, ответственность).

С помощью сюжетно - ролевых, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр - драматизации) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.

В своей работе мы опираемся на опыт Скотниковой Е. С., логопеда Свердловской области, и используем следующие игры для развития эмоционально - речевой сферы своих воспитанников:

• "Собери лицо"

Дети собирают лицо человека из частей с разными эмоциональными состояниями.

• "Шкатулка ласковых имен"

Дети придумывают ласковые имена своим товарищам. Придумывают ласковое имя для себя. Побеждает тот, кто больше придумает ласковых имен.

• "Рассмеши царевну-Несмеяну"

Один ребенок - царевна - Несмеяна. Все остальные дети подходят по очереди и пытаются рассмешить ее, используя самые разнообразные приемы (кроме физических - щекотка). Выигрывает тот, кому удастся рассмешить царевну.

• "Угадай настроение"

Назвать настроение каждого ребенка (зверюшки, изображенного на картинке и объяснить, почему так думаешь.

• "Я начну, а ты продолжи" Когда у меня хорошее настроения, я. Когда у меня плохое настроение, я. Хорошее настроение помогает мне.

• "Сердитый дедушка"

К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей?

• "Где мы были не скажем, а что делали покажем", "Зеркало движений" Детям предлагается без слов (жестами и мимикой) изобразить, где они побывали и что делали. Ситуации задает педагог. Один ребенок или подгруппа детей изображают действие, остальные отгадывают.

Таким образом, с помощью этих упражнений и игр мы расширяем эмоциональную лексику, помогаем детям выбирать нужные эмоции в зависимости от ситуации, сопереживать героям сказок и своим ровесникам, показываем значимость различных эмоций. Так же рекомендуем родителям дома использовать данные упражнения.

Публикации по теме:

Аттестация. Портфолио воспитателей: «Наличие психологического комфорта на занятии» В настоящее время достаточно актуальна проблема взаимосвязи педагогического общения и эмоционального самочувствия дошкольника. Можно с уверенностью.

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональное благополучие дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 16 октября 2013 в 12:54
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД