Лучший педагог года

Тренинг для педагогов «Эмоциональное выгорание»

Людмила Власенко
Тренинг для педагогов «Эмоциональное выгорание»

Эмоциональное выгорание

Цель: формирование коммуникативной компетентности во взаимодействии всех участников педагогического процесса.

Задачи:

• познакомить с азами психологических знаний в области коммуникативной компетентности; с понятием и признаками «профессионального выгорания»;

• проанализировать источники собственных негативных переживаний и выявить внутренние ресурсы;

Публикация «Тренинг для педагогов „Эмоциональное выгорание“» размещена в разделах

• развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;

• выработать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Ход тренинга.

1. Приветствие «Здороваемся локтями».

Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

Ход игры: все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники № 1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; № 2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; № 3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны. После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу поздороваться как можно с большим количеством присутствующих, назвав при этом свое имя и коснувшись друг друга локтями.

2. Мини-лекция: «Ресурсы противодействия профессиональному «выгоранию»

Можно выделить четыре уровня личностных ресурсов противодействия выгоранию :

1) Физиологический уровень является базовым, к нему относится то, что биологически задано. Он включает в себя тип нервной системы (ее силу, слабость, устойчивость и др., пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.

2) Психологический уровень. Эмоциональное противодействие (преодоление) – осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний. Понимание причин стресса, осмысление ситуации и включение ее образа в целостное представление субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с ним. Активность и гибкость поведения, перестройка поведения.

3) Социальный уровень: социальные роли, позиции и установки, отношение к другим людям.

4) Духовный уровень. К этому уровню относятся три психологических ресурса:

• Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. Это активное

ожидание и готовность встретиться с тем, что может появиться на свет.

• Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных

возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности.

• Душевная сила – мужество. Душевная сила – способность сопротивляться попыткам

подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превращая в «голый» оптимизм или в иррациональную веру. Спиноза под душевной силой понимал способность сказать «нет», когда весь мир хочет услышать «да».

Ключевым ресурсом противодействия «выгоранию» можно считать способность личности к смыслотворчеству. Потеря смысла жизни ведет к ряду профессиональных и личностных деформаций, к числу которых относится синдром профессионального выгорания. Умение находить новые смыслы в профессии, переоценивать свою роль и открывать в ней новые грани, ставить перед собой новые цели – все это является факторами преодоления профессионального выгорания.

Социальные: Это сферы профессиональной деятельности, семейной жизни и «свободного времени».

Практика показывает, что наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, удовлетворение от работы и имеет «отдушину» в виде какого-либо увлечения, позволяющего почувствовать, что жизнь больше, чем работа.

3. Упражнение: «16 ассоциаций».

Горизонтальный лист формата А4 делится на 5 равных вертикальных колонок. В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т. д. Таким образом, во второй колонке получается уже восемь ассоциаций. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, – в третьей колонке получаем 4 слова. Продолжаем до тех пор, пока в последней, пятой, колонке не останется только одна ассоциация. Ее также необходимо изобразить в виде схематического рисунка.

Теперь у каждого есть два изображения – рисунок помехи к удовлетворению от работы и образное ассоциативное представление о самой работе. Их необходимо сравнить, выделить общие и различные элементы, проанализировать с точки зрения наличия сильных и слабых черт, возможных направлений роста.

4. Упражнение «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу – это «моечная машина». Первый человек становится предметом посуды (например, стакан, последние два человека – «сушилкой». «Стакан» проходит между шеренгами, все его моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующий «предмет посуды».

5. Упражнение «Стратегии самопомощи»

Участникам предлагается подумать и записать ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»

Первый список может выглядеть так:

• играю со своими детьми;

• читаю, лежа на диване;

• работаю в саду.

Второй список может выглядеть так:

• играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и радость;

• работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы;

• встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения;

• смотрю телевизор.

6. Рефлексия «Я научился…».

Участникам предлагается завершить любое из следующих предложений:

Я научился.

Я узнал, что.

Я нашел подтверждение тому, что.

Я обнаружил, что.

Я был удивлен тем, что.

Мне нравится, что.

Я был разочарован тем, что.

Самым важным для меня было.

7. Притча «Все в твоих руках»

Восточная притча «Всё в твоих руках»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошё л к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках.

Публикации по теме:

«Эмоциональное благополучие педагогов». Семинар-тренинг для педагогов «Эмоциональное благополучие педагогов» (семинар-тренинг для педагогов) Цель: повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса.

Профессиональное выгорание педагогов ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЧАС НА ТЕМУ: «Профессиональное выгорание педагогов» Подготовила: Старший воспитатель Л. В. Козлитина.

Профессиональное выгорание педагогов: диагностика основных и сопутствующих факторов Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические.

Профилактический игровой тренинг для педагогов дошкольных организаций «Психологическая комфортность педагогов ДОУ» Профилактический игровой тренинг для педагогов ДОУ «Психологическая комфортность педагогов ДОУ» (здоровьесберегающие технологии). Цель:.

Семинар-тренинг для педагогов «Общение. Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов» Подготовила педагог-психолог Яковлева Изелла Цель тренинга: Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения.

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Данный тренинг рассчитан для педагогов ДОУ. Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель тренинга:.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального.

Тренинг для педагогов «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей» Тренинг для педагогов на тему: «Эмоциональное состояние взрослого, как опоследующий фактор эмоционального состояния детей» Цель: Повышение.

Тренинг «Профессиональное выгорание» Тренинг «Профессиональное выгорание» Участники: педагоги МАДОУ Ведущая: педагог-психолог МАДОУ «Детский сад «Гусельки» Белоусова Е. С. Цель:.

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактические упражнения В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателей в образовательном учреждении стала особенно острой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогов «Эмоциональное выгорание»
Опубликовано: 15 мая 2019 в 22:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД