Ася Кузьмина
Эмпатическое понимание у детей раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Эмпатические качества развиваются тем интенсивнее, чем больше у ребенка представлений о других людях. Большую помощь в обучении эмпатическому пониманию может оказать умение «читать» мимику, жесты, позы, взгляды, походку собеседника.
Как развивается эмпатия в процессе взросления ребенка?
В период до 6 месяцев преобладает эмоциональное общение с матерью. Ребенок реагирует на эмоциональные проявления родителей, подражает им, имитирует их мимику, речевые звуки, не осознавая их значения.
Публикация «Эмпатическое понимание у детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах
У маленьких детей (до 2—3 лет) эмпатия отсутствует, но присутствует эгоцентризм – сосредоточенность на собственном «я». Эмпатия выработается позже, на основании опыта, по мере понимания того, что все люди в чем-то разные, а в чем-то одинаковые: тебе хочется и другому это же хочется, тебе больно и другому больно, тебе холодно и другому холодно.
К 3 годам ребенок отделяет себя от окружающей среды. У него формируется образ «Я», а также наблюдается ситуативно-речевое подражание. Ребенок начинает оценивать собственные поступки так, как это делали в отношении его взрослые: разговаривая сам с собой, он отчитывает или хвалит себя. Ребенок как бы использует социальные роли других, перенося свое «Я» на персонажи своего воображения.
В 5—7 лет у ребенка в сюжетно-ролевых играх обогащаются представления о жизни взрослых. Вместе со сверстниками дети отображают ситуации из жизни родителей, стараются в ней разобраться. По мере развития мышления и речи децентрация собственного «Я» все чаще осуществляется «про себя», молча. Ребенок проигрывает роли в своем воображении, наделяя героев сопутствующими переживаниями.
Предлагаю игры и упражнения на развитие эмпатии :
1. Прочитайте сказки и рассказы, обсудите характеры героев их поступки и мотивы поступков. Например:
§ «Если бы цветы могли говорить, а ты мог бы их слышать, что бы тебе они рассказали?»
§ «Что думал Колобок, когда сидел на носу у Лисицы? Он боялся или просто ничего не понимал? А когда он оказался у лисы в животе, что он чувствовал?».
Взрослый, используя известный ребенку литературный материал, вспоминая героев произведений, их переживания, может научить ребенка сопоставлять их чувства с личным опытом. В дальнейшем можно научить ребенка анализировать эмоциональное состояние другого человека, понимать его настроение, а также принимать его позицию.
2. Попросите ребенка составить рассказ от имени сказочного героя в определенной ситуации. Например, заяц зимой; карась в пруду в жаркий день. Можете задавать наводящие вопросы: «Что чувствует заяц? Ему нравиться скакать по снегу или по траве?»
3. Покажите детям замысловатую фигуру и спросите детей, что это такое? После ответов, обратите внимание детей на тот факт, что ответы у всех разные. Значит, и люди разные, но их всех надо понимать, чтобы жить с ними дружно.
4. Предложите картинки с парными эмоциями. Например, картинки с нарисованными зайчиками (радостными и грустными). Попросите ребенка определить настроение зайчиков, объяснить, как он это определили (по выражению мордочки, позе и т. д.). Побеседуйте о том, что может сделать зайчика грустным, веселым. Объясните, что рассказать другим о чувствах можно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций: мимики, жестов, поз, интонации.
5. Упражнения на развитие способности детей изображать эмоции (радость, удивление, горе, гнев, страх) с помощью мимики, жестов:
- улыбнуться, как веселый Буратино.
- испугаться, как бабушка, в дом которой пришел волк.
- рассердиться, как злой волк. - погрустить, как Дюймовочка, увидев Ласточку под землей.
Или взрослый дает сигнал: «Радость –замри». Ребенок изображают радость на лице ( взрослому можно после выполнения задания прокомментировать тактильные ощущения: положение бровей, рта, глаз).
Усложнение упражнения:
Попросите ребенка:
нахмуриться
• как осенняя туча;
• как рассерженный человек;
• как злая волшебница;
улыбнуться
• как кот на солнце;
• как само солнце;
• как хитрая лиса;
• как радостный человек;
испугаться
• как ребенок, потерявшийся в лесу;
• как заяц, увидевший волка;
• как котенок, на которого лает собака;
устать
• как человек, поднявший большой груз;
• как муравей, притащивший большую муху;
отдохнуть
• как турист, снявший тяжелый рюкзак;
• как ребенок, который много потрудился, но помог маме.
Приложение к записи. Правила отражения чувств.
1. При отражении чувств акцент делается не на содержании сообщения, а на эмоциональном состоянии собеседника. Это различие не всегда легко уловить, но оно имеет принципиальное значение. Сравним две фразы: «Я чувствую себя обиженным» и «Я думаю, что я обижен».Отражая чувства собеседника, мы должны показывать ему, что понимаем его состояние : «У меня такое ощущение, что вы чем-то расстроены». Желательно избегать категоричных формулировок типа: «Я уверен, что вы огорчены».
2. Понять чувства собеседника можно различными путями: по выражению лица, жестам, интонации собеседника и т. п. Иногда понять и промолчать ценнее, чем лезть к собеседнику в душу со своим «пониманием».
3. При общении с ребенком придерживайтесь некоторых правил, применяя эмпатическое слушание.
• Проявите полную заинтересованность в его проблемах. Подчеркивайте эту заинтересованность мимикой, жестами, восклицаниями и т. п. Не пользуйтесь предвзятыми оценками, данными ребенку чужими людьми.
• Слушая ребенка, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте все свое внимание на нем.
• Дайте ребенку высказаться. Не торопите, дайте ему время высказаться свободно.
• Не подчеркивайте всем своим видом, что ребенка трудно слушать.
• Не давайте советов и оценок без его просьбы.
• Ищите истинный смысл слов ребенка. Помните, что сказанное слово дополняется оттенками, проявляющимися в изменении тональности и окраски голоса, мимике, жестах, движениях, наклонах головы и тела.
• Покажите ребенку, что тот услышан и смысл сказанного понят.