Сизякина Ирина
Консультация «Как научить детей заботиться об экологии?»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Дети против мусора»
Как научить детей заботиться об экологии?
Проблема экологии становится все более актуальной для человечества, и если наше поколение пока получает только намеки от природы, что пора что-то менять, то следующему поколению грозят ультиматумы. Поэтому забота о планете со стороны каждого человека, безусловно, необходима. Вот только как познакомить с проблемами экологии ребенка? Не каждый малыш сочтет эту серьезную тему интересной!
Публикация «Консультация „Как научить детей заботиться об экологии?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Забота об экологии – это вариация на тему «глаза боятся, голова думает, а руки ничего не делают». Можно сколь угодно осознавать серьезность экологических проблем, но бросать упаковку от чипсов мимо урны. Экологическое мышление невозможно навязать – его можно только привить, и чем раньше дети научатся заботиться о природе, беречь ее, тем больше шансов, что они продолжат это делать в зрелом, более сознательном возрасте.
Основной целью экологического воспитания детей в МБДОУ Д/с «Теремок» Новозолотовского филиала является формирование основ экологического сознания и экологической культуры. Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.
На базе данного дошкольного учреждения воспитатели выделяют 2 этапа в обучении детей основам экологии :
1 этап - подготовительный.
Невозможно научить детей заботиться об окружающем мире, если они о нем ничего не знают или знают мало. Известный педагог В. Сухомлинский утверждал: «Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать и наблюдать». Экология – это наука об эффективном взаимодействии и взаимосвязи всех природных систем, поэтому прежде чем внушать детям, что нужно экономить воду, важно рассказать, откуда она появляется и зачем нужна.
В какой интересной, игровой форме воспитатели знакомят детей с окружающим миром, прививают любовь к природе?
* Чтение сказок.
Иносказательно в сказках есть посыл: как ты относишься к природе, так и она отнесется к тебе; поможешь зверюшке, потом она тебя выручит. Именно в русских сказках особенно эффективно взаимодействие человека и природы. Среди сказок, которые можно прочесть – «Волшебное кольцо», «Гуси-лебеди», «Сказка об Иване-царевиче и Сером волке», «Конек-Горбунок» и другие.
* Прогулки на природе.
Во время прогулок на природе воспитатели рассказывают детям обо всем, что они видят, и слышат – о пении птиц (или их отсутствии зимой – почему так? где же птицы, о разных видах деревьев, о том, какие животные, где живут и т. д. Отвечают на многочисленные детские «почему» : пока у ребенка есть естественное любопытство по отношению к окружающему миру, его нужно удовлетворять, иначе со временем они перестанут интересоваться тем, что происходит вне их привычного окружения и не касается повседневных забот.
* Чтение энциклопедий и справочников.
В специальных детских изданиях в доступной форме рассказывается об окружающем мире и существующих в нем взаимосвязях. Мы читаем детям подобные книги и это стало прекрасным ритуалом. Время от времени устраиваются конкурсы «всезнаек», проводятся проекты и акции по экологии.
* Все взаимосвязано. Дети очень любят игру «из чего это сделано?» и «откуда это появилось?» Зная о том, что бумагу делают из деревьев, а деревья помогают нам дышать чистым воздухом, детям проще смириться с тем, чтобы рисовать на обеих сторонах листа. Мы знакомим детей и с устройством техники: если ребенок понимает, что на создание электричества где-то требуются природные ресурсы, ему будет проще понять, зачем это самое электричество экономить, требование перестанет быть абстрактным.
2 этап - экологическое обучение.
Когда дети уже знают о том, зачем нужны природные ресурсы, откуда растения получают питание, чем отличаются травоядные животные от хищников, им проще будет познакомить с важными экологическими проблемами и основными принципами заботы о природе на бытовом уровне.
* Экологические прогулки.
Привычные прогулки на территории сада, превращаются в мини-субботники - выходя на улицу, берем с собой перчатки и вместе с детьми доносим мусор до урны, собираем опавшие листья в кучки и т. д
* Экологические стихи.
Разучивание наизусть стихи об экологии - это отличная тренировка памяти и способом привить экологическое самосознание. Например, у С. Я. Маршака есть такое стихотворение:
Бережливым будь с водой
Шевельни опять рукой
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!
* Сортировка мусора.
Во время подготовительного этапа воспитатели уделяют наибольшее внимание к приучению детей всегда выкидывать за собой мусор в мусорное ведро (в помещении) или урну (на улице). Когда дети станут постарше, у нас появится возможность рассказать им о сортировке – зачем она необходима, чем один вид мусора отличается от другого, - и сразу же переходим к практике.
* Игры фантазеров.
Игра с детьми во «что случится, если вдруг. ?» Если вдруг исчезнут все насекомые - что произойдет? Если вдруг кончится пресная вода на планете, что будет с людьми и живыми существами? Если вдруг воздух на планете станет таким грязным, что сквозь него будет плохо видно, то, что тогда делать? Мы не ограничиваем фантазию, но когда они предлагают варианты ответа, с которым согласны ученые-экологи, обращаем внимание детей на то, как точно они угадали, и предлагаем искать выходы – пусть даже фантастические – из ситуации. Это для нас выход может казаться экзотическим или невозможным, но технологии на месте не стоят, и любое достижение прогресса когда-то было сумасшедшей идеей.
* Лес и огород своими руками.
Игра с детьми в «теплицу», «сад», «лес» или «огород». В нашем детском саду воспитатели вместе с детьми высаживают на подоконниках комнатные растения, овощи или зелень, сажайте кусты, деревья, цветы на территории сада
* Семейные конкурсы.
Проводятся семейные конкурсы рисунков на тему «береги природу» или экологические викторины - после чтения соответствующих книг и энциклопедий.
* Своими руками.
Устраиваются конкурсы поделок из природных материалов; переделываются старые вещи в новые. Проводятся конкурсы идей – «что и во что можно превратить», они полезны не только для воспитания экологического мышления, но и для стимулирования творческого и нестандартного мышления.
Пусть изучение экологии станет для детей увлекательной игрой, любовь к природе – стойкой привычкой, забота о ней – естественной потребностью. И, возможно, удовлетворяя эту потребность, наши дети сумеют решить многие из существующих экологических проблем.