Инна Сотова
Эссе «Методический кабинет как ресурс развития профессиональной компетентности педагогов в вопросах реализации ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно действующему в дошкольном образовании ФГОС ДО, а также в связи с модернизацией и реформированием системы образования в России в целом, на первый план выдвигаются ценности, касающиеся непосредственно развития личности ребенка.
Полноценно осуществлять развитие личности ребенка-дошкольника способен педагог, который обладает достаточно высоким уровнем профессиональной компетентности, педагог, стремящийся к постоянному развитию и самосовершенствованию.
Публикация «Эссе „Методический кабинет как ресурс развития профессиональной компетентности педагогов в вопросах реализации ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Термин «профессиональная компетентность» (от лат. competens – «соответствующий, способный») И. А. Зимняя определяет как «интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека, основанный на знаниях».
Понятие «компетенция» происходит от лат. сompetentio, что означает «добиваюсь, соответствую, подхожу».
Компетенция – это внутреннее, потенциальное, сокрытое психологическое новообразование, представляющее собой знания и умения представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентности человека».
Обобщая эти два понятия (компетентность и компетенция) можно резюмировать следующее: профессиональная компетентность, представляющая собой некий накопленный опыт педагога, состоит из множества компетенций, обеспечивается компетенциями и обнаруживается в компетенциях.
Профессиональные компетенции педагога имеют свои компоненты : мотивационно - волевой (наличие интереса к профессиональной деятельности, функциональный (знания и способы педагогической деятельности, коммуникативный (умение общаться, строить взаимоотношения) и рефлексивный (умение контролировать результаты).
Так же можно выделить общие (базовые, общенаучные, общекультурные, компетенции личностного самосовершенствования) и специальные профессиональные компетенции педагогов.
К специальным профессиональным компетенциям педагога относятся : психолого-педагогические компетенции (знания основ психологии и педагогики, организационно-управленческие компетенции (умение планировать свою деятельность, информационные компетенции (способность получать нужную информацию, реализуя ее в практической деятельности, технологические компетенции (умение подобрать нужный метод, реализуя его в практической деятельности, владение методиками исследования).
Особый интерес представляют компетенции практической готовности педагогов к работе с детьми. Выделим некоторые из них: интерес к внутреннему миру ребенка, вера в его силы и возможности; позитивная направленность на воспитательную деятельность; установление доверительных отношений (как с детьми, так и с родителями воспитанников).
Для того чтобы развивать личность ребенка педагог дошкольного образования и сам должен постоянно развиваться и самосовершенствоваться (развивать и совершенствовать свои знания и умения).
Непрерывное педагогическое образование и повышение квалификации специалистов ДОО – вот основные моменты формирования профессиональной компетенции педагогов дошкольного образования.
Пути развития профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования включают в себя следующие направления:
- участие педагогов в методических и творческих группах (это могут быть педсоветы, семинары, участие в различных конкурсах);
- экспериментальная, исследовательские деятельности (например, опыты, открытые практические занятия и т. д.);
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий (введение чего-то нового, ранее не задействованного в свою педагогическую деятельность. Причем эти инновации могут касаться как работы с детьми, так и работы с родителями воспитанников, либо с персоналом ДОО);
- различные формы психолого-педагогической поддержки (например, тренинги, вебинары, консультации);
- участие в мастер-классах, различных конкурсах;
- обобщение собственного педагогического опыта и др.
Рассмотрим основные, на наш взгляд, формы и методы по формированию профессиональных компетенций педагогов.
Педагогические советы являются, пожалуй, наиболее распространенной формой развития профессиональных компетенций педагогов. На них обсуждаются актуальные вопросы по воспитанию и обучению дошкольников, по введению инноваций, по проблеме взаимодействия с родителями и т. д.
На семинарах повышается уровень теоретический знаний педагогов ДОО.
Тренинги позволяют создать условия для самореализации педагога, развития его компетенций, как общих профессиональных, так и специальных.
Тренинги способствуют:
- формированию у участников педагогического процесса отношений, основанных на принципах взаимного уважения, доверия, понимания и взаимопомощи;
- дают возможность понять себя в коллективе и значимость коллектива для себя.
Они являются наиболее эффективной формой в процессе подготовки педагогов к разработке новых технологий в обучении и воспитании дошкольников, а также помогают в работе с родителями воспитанников.
Особый интерес представляют деловые игры, в которых моделируются различные педагогические ситуации.
Передовой педагогический опыт, его распространение позволяет накопить информационный материал, поделиться этим опытом с коллегами, подготовить ДОО к аттестации.
Таким образом, в связи с обновленной системой образования к современному педагогу повышаются требования. Современный педагог – это педагог, обладающий высоким уровнем знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности, рефлексией, развитой способностью к осуществлению различных видов деятельности (проектировочной, учебной, инновационной и др., то есть профессионально компетентный педагог. Кроме этого педагог дошкольного образования должен быть готовым к переменам, к личностному и профессиональному развитию и самосовершенствованию, то есть к формированию профессиональных компетенций.