Эссе «Моё педагогическое кредо: родной язык — основа мировоззрения; взаимосвязь родного и русского языков»

Светлана Ильина
Эссе «Моё педагогическое кредо: родной язык — основа мировоззрения; взаимосвязь родного и русского языков»

«Родной язык - как первый в жизни шаг,

Без первого - второму не бывать.

Родной язык на всех земных путях,

Всегда с тобой,

Как любящая мать.

Реки начало-маленький родник,

Начало разума - родной язык».

Ф. Васильев.

Чем глубже корни дерева - тем крепче его ствол и раскидистей ветви, тем мощнее противостоит оно бурям и непогоде, морозам и засухе. Без прошлого не бывает настоящего, и самое удивительное, величественное будущее - в свершениях, труде, повседневности настоящего.

Это – так, это не требует доказательств. Но всё равно привычные истины эти приходят в голову, когда начинаешь думать о судьбе всей нашей Родины, и о судьбе того края, в котором живёшь, где твой отчий дом, где ты рос, где, качая в колыбельке, мать тебе пела песни на родном языке. Песни, несущие в себе доброту и мудрость нескольких поколений наших предков, своеобразную положительную энергетику и информацию из далёкого прошлого.

В. Гумбольт писал, что, благодаря языку, «мы отчётливо и яснее можем почувствовать, как даже отдалённое прошлое всё ещё присутствует в настоящем, ведь язык насыщен переживаниями прежних поколений и хранит их живое дыхание». Первые слова, с которыми к нам обращается наша мама, «миленький ты мой», «клубочек ты мой золотой», «солнышко моё ненаглядное» и т. д. Да разве забыть когда-то эти слова! Каждый народ велик своей историей, культурой, неповторимостью, неразрывной общностью со всем человечеством, мировой историей, единой общечеловеческой судьбой, и каждый народ может развиваться, если существует его язык, культура, традиции, обычаи.

Актуальными в этом отношении являются мысли великого русского педагога К. Д. Ушинского: «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух, её физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы –весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине…» Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать своё место в мире природы, в мире других людей, других народов.

Такое знание и понимание возможно, когда освоена родная культура, когда понятно и осмыслено прошлое – далёкое - близкое.

Национальное своеобразие любого этноса как в зеркале отражается в его словесности.

В современных условиях, когда усиливается тенденция к всеобщей унификации и стандартизации всех сфер человеческой деятельности, в том числе и культуры, доминантным, одним из основополагающих признаков этноса становится, как правило, его язык. Родной язык обеспечивает единство этноса- взаимное понимание между членами этноса. Создаётся чувство общности со своей этнической группой, отличной от других подобных образований. Родной язык же обеспечивает сохранение и передачу этнокультурной информации от поколения к поколению, обеспечивая тем самым преемственность национально-культурных традиций и обычаев народа. Язык поддерживает этническое самосознание и выполняет, таким образом, этносохранительные функции. Утрата языка является мощнейшим стимулятором этноассимиляционных процессов, неизбежно ведёт в конечном итоге к смене этнического самосознания. Утрачивая язык, представители народа перестают осознавать своё единство, свою самобытность. Образно говоря, народ неизбежно умирает вслед за смертью своего языка.

Благодаря своим родителям и учителю удмуртского языка и литературы, я очень полюбила свой родной язык. И не случайно выбрала себе профессию учителя именно родного языка. Меня очень волнует будущее удмуртского языка, его развитие. Я считаю, что именно на нас, преподавателях родных языков лежит ответственность за внедрение национально-регионального компонента государственного стандарта образования. Необходимо отметить, что в настоящий момент национально-региональный компонент имеет много аспектов- это не только язык, но и культура, история. И именно через изучение своей истории и культуры, познание своих корней дети приходят к пониманию необходимости изучения своего родного языка. Это хорошо осознаётся сегодня преподавателями, которые стараются внедрять региональный компонент через разные предметы. Прежде всего, историю, географию, краеведение и музыку.

Любой человек, генетически являющийся представителем того или иного этноса, как бы хорошо не владел любым другим языком, как бы он с малых лет не был окружён её прекрасной, богатой культурой, всё равно, даже подсознательно, нуждается в своём родном языке. В нашей республике удмуртский язык существует параллельно с русским, общепринятым в России для межнационального общения. В структуре образования русский язык является предметом как федеральной, также и региональной компетенции. Поэтому все дети нашей республики владеют русским языком. Я считаю, что главным направлением языковой жизни нашей республики должно являться углубление и совершенствование двуязычия. Двуязычие в многонациональном государстве должно быть нормальным и необходимым атрибутом жизни. В п. 1ст. 68 Конституции Российской Федерации записано, что «государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык». Установление Конституцией России статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации накладывает на властные органы и иные субъекты публичного права, определённые объязательства, совокупность которых может быть положена в основу государственной языковой политики по отношению к русскому языку.

При этом государственный язык России является не только механизмом реализации прав и свобод граждан России, но и одновременно является необходимым элементом для осуществления единообразия управления и понимания государственной воли. Поэтому использование русского языка на территории России является обязательным при реализации полномочий, являющихся предметом ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также при реализации установленных действующим законодательством прав граждан Российской Федерации. Русский язык как государственный язык Российской Федерации употребляется наряду с национальными языками в разных сферах политической, общественной и культурной жизни.

Для сохранения языкового мира в России, составляющей основу русского языкового пространства, нужна взвешенная и продуманная языковая политика, которая, не ослабляя позиции русского языка, содействовала бы подъёму и расцвету всех языков многонациональной страны.

Таким образом, русский язык можно рассматривать:

-как системообразующий фактор сохранения целостности Российской Федерации;

-как инструмент для выражения воли народа и каждого гражданина страны;

-как необходимый элемент для осуществления единообразия государственного управления и понимания государственной воли;

-как национальный признак в международных отношениях.

И в то же время за республиками закреплено право устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республики наряду с русским языком.

Правом устанавливать свои государственные языки воспользовалось большинство республик Российской Федерации. В том числе и наша. В Удмуртии в сентябре 1990 года удмуртский язык наравне с русским был объявлен государственным. А в ноябре 2001 года был принят Закон Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики».

В XXI веке на территории, где когда-то проживали только удмурты, живут и работают более 100 национальностей. Для каждого из них Удмуртская Республика стала родным домом, в благополучии и процветании которого заинтересованы все его обитатели.

Благополучие многонационального сообщества возможно только при условии братских, дружественных отношений между носителями различных культур. Уважение к другой культуре приходит через её познание, через межличностные отношения, сердцевиной которых являются дружба и любовь людей различных национальностей. Очень важно, чтобы человек имел возможность свободно изучать, пополнять и пользоваться историко-культурным наследием своего народа.

В Удмуртской Республике создаются условия для сохранения самобытности всех проживающих в ней народов. В Ижевске построен замечательный дом Дружбы народов. Правительство УР уделяют постоянное внимание вопросам национального развития народов Удмуртии. При их поддержке в Удмуртии ежегодно проводятся республиканские праздники, которые традиционно отмечают русские и удмурты, татары и марийцы, чуваши и бесермяне.

А есть у нас ещё один праздник, в котором причудливым, неповторимым узором соединяются все самобытные краски и мелодии, различные наречия сливаются в общий хор дружбы, а сердца наполняются радостью встреч и гордостью за нашу многонациональную, могущественную Родину. Это «День единения народов», проводимый ежегодно министерством национальной политики УР совместно с национально-культурными объединениями (НКО) и Ассоциацией молодёжных НКО «Вместе». Мы демонстрируем всем: да, мы разные, но мы взаимозависимы, взаимосвязаны и едины в отношении к своим корням, к истории, к судьбе нашей общей Родины- Росии.

Таким образом, взаимосвязь родного и русского языков в нашей республике способствует не только изучению русского языка с опорой на родной и, наоборот, изучение национального языка с опорой на русский, но и формированию двуязычной (билингвальной) и бикультурной личности, сопрягающей родную и русскую культуры, обладающую общероссийским гражданским национальным самосознанием.

Публикации по теме:

«Россияне — граждане России». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Нравственно – патриотическое воспитание детей Цель: Формировать понятие «гражданин». Воспитывать уважение ко всем национальностям. Ход.

Русский язык — великий, могучий, трудный… Русский язык – один из самых сложных предметов в школьной программе. Странно! Ведь для большинства россиян – это родной язык, язык сказок,.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Эссе «Моё педагогическое кредо: родной язык — основа мировоззрения; взаимосвязь родного и русского языков»
Опубликовано: 13 марта 2015 в 10:46
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 декабря. День валенка на МААМ

Прадедушками валенок были пимы — традиционные войлочные сапоги кочевников, которые появились на Руси во времена монголо-татарского ига. Валяная обувь пришлась по душе нашим предкам — легкие и теплые...

15 декабря. Международный день чая

Те, кто придумал Международный день чая, обладали изрядным чувством юмора, установив его на день «бостонского чаепития» – бунта американских колонистов против английской метрополии. Когда они побросали...

Проект «Солнышко»
Проект "Солнышко". СВЕТИТ СОЛНЫШКО ( муз. А. Ермолова, сл. В. Орлова) День открылся на заре Золотистым ключиком, Чтоб досталось на Земле Каждому по...
Фотоотчёт о конкурсе поделок из бросового материала «Отходам вторую жизнь»
НЕДАЛЁКОЕ БУДУЩЕЕ Человек идет скучает В одиночестве в лесу, По дороге не встречает Ни оленя, ни лису. Не летит пчела на клевер, Уток нету в камышах....
Дидактическая игра-лото по нравственно -патриотическому воспитанию детей...
Дидактическая игра – лото по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Достопримечательности Кургана»....