АНАСТАСИЯ ЖЕРЕНКОВА
Эссе «Моя педагогическая философия»
«Воспитание-есть искусство,
применение которого должно совершенствоваться годами»
(Иммануил Кант)
Не так давно, передо мной, как и перед многими молодыми людьми стоял вопрос выбора профессии-определения своих жизненных ориентиров! Для меня это решение было осознанным, идущим еще из детства. Выбор сделан! Я-педагог и счастлива этим! Счастлива тем, что среди множества профессий и моих личных интересов мне удалось найти именно то, что отвечает моим жизненным позициям и взглядам на мир.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Выбор между преподавателем и воспитателем мне помог сделать господин случай, который однажды привел меня на семинар по теме: «Преемственность между школой и детским садом». Это наглядно показало и кардинально изменило мои взгляды на дошкольное образование и роль воспитателя в образовании и жизни детей.
Воспитатель-особенная профессия в череде других, которая требует много времени и сил, знаний и определенных навыков и умений, высоких требований к самому себе.
Главное, чем должен обладать воспитатель -это любовь, доброта, уважение и целомудрие, которое не имеет границ совершенства.
Воспитатель-это человек, который вольно или порой невольно является образцом поведения, мыслей, суждений! Поэтому необходимо очень ответственно подходить к выбору слов, интонации, следить за мимикой. А это, порой, очень непросто! Это приходит с опытом и годами!
Годами мы можем и должны оттачивать свое мастерство, но достичь совершенства никому не под силу! Ведь, работая с детьми, на своем опыте знаю, что никогда не угадаешь о чем тебя спросит ребенок и как поведет себя в определенной ситуации, какие эмоции не покажет или не сможет их передать словами. Этим и привлекательна моя профессия-в ней нет шаблонных ситуаций, нет предела мастерству и самосовершенствованию.
Воспитатель должен много знать и уметь. Несомненно, что должна существовать преемственная связь времен; должны переходить от поколения в поколение идеи добра, человечности, правды. Следует учитывать и брать на заметку опыт прошлых поколений, применять его на практике и не стоять на месте. Задача воспитателя- не просто дать ребенку определенный набор знаний и умений, но, найти и протоптать свою дорогу к сердцу ребенка, на которой родители будут освещать ваш путь своим «огнем взаимодействия и поддержки!»
Найти свой путь можно только самостоятельно его пройдя, набив синяки и шишки, как бы старательно не пытались предостеречь нас от этого ошибки былых поколений.
Так случилось и со мной: пытаясь найти свой путь в профессии мне хотелось в своей работе и системе работы учреждения уделить большое внимание именно взаимодействию педагогов и семьи в процессе воспитания и развития детей. Но сколько бы много книг о работе педагога с семьей не было мною прочитано, на практике все оказывалось совсем не так как мне хотелось.
Мне хотелось увидеть и получить мгновенную реакцию и отдачу, но как и детям им потребовалось время, чтобы они позволили мне заглянуть в их мир мыслей и чувств. Это еще раз подтвердило справедливость высказывания А. Экзюпери: "Все взрослые сначала были детьми. Только мало кто об этом помнит…»
Это высказывание стало девизом наших встреч с родителями. Игровые приемы, которые так заинтересовывают детей стали актуальны и в работе с родителями. Наглядным примером такого способа общения с родителями, цель которого заключалась в педагогическом образовании семей, вовлечении их в жизнь сада и группы- считаю положительную оценку моей деятельности родителями, коллегами; высокие показатели развития выпускников; дружеско-доверительные отношения с бывшими воспитанниками и их семьями по сегодняшний день!
Для меня это огромный опыт в попытке найти «свой путь». Не следует останавливаться только на этом-надо идти вперед!
Современному воспитателю необходимо идти в ногу со временем, осваивать цифровые ресурсы и новые технологии. Ведь намного проще общаться и быть интереснее детям, если ты в курсе их интересов!
Самое непредсказуемое в моей профессии-это то, что результат своих плодов приходится ждать годами. Нет однозначного ответа и нам не дано знать, что впитает в себя ребенок из детства и возьмет с собой во взрослую жизнь? Какие воспоминания останутся в памяти о его детстве, воспитателе и времени, проведенном в детском саду. Об этом мы можем только догадываться! Ведь, иногда, то что на наш взгляд кажется мелочью, детям врезается в память на годы. В этом случае следует помнить высказывание А. С. Макаренко: «В воспитательной работе нет пустяков… мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно!». Но в этом есть свой плюс: каждому из нас есть к чему стремиться-оставить светлый след в памяти ребенка!
Я счастлива и горжусь своей профессией! Каждый день у меня есть необыкновенная возможность «заботиться о том, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим…»
Сегодня для меня воспитатель-это не просто профессия, это часть меня, мой мир, в котором отдавая частицу сердца получаешь стократ больше. Это особый мир, где есть уникальная возможность, независимо от возраста человека, сохранить «цветной» взгляд на действительность! Во взрослой жизни у нас совсем меняются мерки радости и печали, а дети, с их еще нерастраченной способностью радоваться мелочам, делают нашу, и мою жизнь в частности, ярче! Мир, в котором закладывается основа личности.
Работая с дошкольниками, каждый мой день неповторим и уникален! Каждый день это неподдельные детские эмоции, пронзающий звонкий смех и искренне- доверительный взгляд, который ждет от тебя одобрения! Спасибо моей профессии! Это ли не счастье!