Получи документы

Эссе «Воспитатель=Мама=Творец»

Ольга Бутусова
Эссе «Воспитатель=Мама=Творец»

"В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро"

(Аристотель)

Моя педагогическая философия… Как сложно размышлять о своей педагогической философии и отделить её от философии жизни вообще… Размышляя над этим вопросом, я мысленно перелистываю страницы своей жизни. Кто я? Я – женщина, я – мама, я – воспитатель. Эти понятия взаимосвязаны, и вместо запятых здесь хочется поставить знак равенства. А в моей профессии ролей ещё больше, чем в жизни. Ведь воспитатель – это и мама, и друг, и наставник, и психолог, и артист, и оратор, и врач… И если раньше повсюду звучали слова: "Всё начинается со школы, а в школе всё начинается с учителя", то со вступлением в силу ФГОС ДО на законных основаниях утверждаю: "Всё начинается с детского сада, а значит – с воспитателя". Что же значит – быть воспитателем? Для меня это:

Публикация «Эссе „Воспитатель=Мама=Творец“» размещена в разделах

1. Ответственность.

Казалось бы, вся мера ответственности, лежащей на воспитателе, прописана в нормативно-правовых документах. Но сухие фразы законов, инструкций и актов несоизмеримы с реальностью. Мамочки и папочки, спеша на работу, оставляют в детском саду, доверяют мне – воспитателю – самое дорогое и главное, что есть в жизни. Лишая себя возможности быть со своим ребёнком, зарабатывая на хлеб насущный, они дарят эту возможность мне – просто так, ни за что, совсем почти меня не зная… Дарят мне радость общения, открывающего дверь в мир детской души. Потому и ответственность за детей поистине родительская, материнская, а значит – основанная на любви. Как маме для своего ребёнка, мне хочется стать для детей самым близким другом, хочется отдать им все свои знания и умения, показать, как красив и приветлив окружающий мир, как он хрупок и беззащитен, как нуждается в нашем участии; сделать день ребёнка познавательно и эмоционально насыщенным, каким бывает он в кругу семьи. Воспитатель не просто воспитывает детей: повседневным общением с ребёнком, организуя и направляя различные виды его деятельности, взаимодействуя с его семьёй, он создаёт будущее страны. Сама я вряд ли открою новую планету, напишу гениальный роман и завоюю Олимпийское золото. Я могу сделать всё это и даже больше – опосредованно: через своих воспитанников, сегодня формируя в них целевые ориентиры на «разумное, доброе, вечное». От меня – воспитателя, родителя, человека – зависит, каким будет мир через десятки лет.

2. Безусловная любовь.

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно, и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости…

А можно так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям…

(С. Островой)

У любви нет условий, никаких "если", никаких "но". Мама любит своего ребёнка, просто потому что он есть. Потому я как воспитатель учусь чувствовать и принимать каждого ребёнка в его индивидуальности и неповторимости. Чем технически оснащенней и политизированней общество, тем уязвимей в нём человек. Воспитатель - профессия, позволяющая восполнить дефицит человечности. Ведь ребёнку необходим не просто механический уход, воспитательные меры и сухие "занятия-уроки", а психоэмоциональное взаимодействие – сначала с мамой, затем с воспитателем – это формирует его доверие к миру вообще, абсолютно необходимое качество для полноценной счастливой жизни.

3. Креативность.

"В каждом человеке солнце, только дайте ему светить"

(Сократ)

Быть воспитателем для меня – это ежедневное творческое созидание: себя, окружающей среды, психологического климата. Детский сад – это творческая мастерская, в которой я стремлюсь создать условия для того, чтобы каждый ребёнок смог почувствовать радость личного успеха – свой свет. Стараюсь сделать так, чтоб детям было в детском саду интересно. Ведь скука - первая преграда в развитии детей. Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходится делать все: шить и рисовать, вязать и заниматься цветоводством, огородничеством, в определенной степени владеть актерским и режиссерским мастерством, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, четкой дикцией, знать правила хорошего тона. Однако основными инструментами педагогического воздействия я считаю голос, взгляд и слово. "Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает в себя, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу", - писал А. А. Сухомлинский. И именно развитию слова, речи уделяю в работе с детьми особое внимание, так как дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие речи, в непосредственной зависимости от которой, как писал Л. С. Выготский, находится "не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом". Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие. С целью совершенствования речевых навыков детей изучаю и внедряю в работу новые методы и технологии: су-джок терапию, кинезиологические упражнения, театрализацию, моделирование сказок.

4. Личностный рост.

"Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника"

(В. Даль)

"Учитель воспитывает личностью своей,

своими знаниями и любовью, своим

отношением к миру"

(Д. Лихачев)

Воспитатель – профессия, в которой нельзя остановиться, в которой постоянно идешь в ногу со временем, растешь вместе с детьми. Это ежедневная работа над собой: совершенствование своих умений, обогащение знаний, развитие человеческих качеств. А. П. Чехов говорил: "Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек". Воспитатель – человек столько раз, сколько знает и чувствует он детских сердец. В педагогической профессии нет конечной точки развития своего профессионального мастерства. Приходит новый ребёнок, и я с ним снова учусь находить себя, ищу ниточку, соединяющую нас как взрослого и ребёнка, как педагога и воспитанника, как друга и друга. Ежеминутно сама учусь у детей непосредственности, доброте, бескорыстной любви и умению прощать. Невозможно научить тому, чего не умеешь сам, невозможно воспитать то, что не воспитано в тебе самом. "Плох тот ученик, который не превзошел своего учителя" (Леонардо да Винчи). Хочу стать лучше, чтоб превзошли меня-лучшую мои воспитанники.

5. Благодарность.

Укладывая дочку спать, говорю ей:

"Доброй ночи, моя девочка, спасибо тебе,

что ты есть у меня, счастье моё…". А Вика в ответ:

"Мам, ну, что ты заладила "спасибо-спасибо"?.

Это тебе спасибо, что меня породила!"

Мой научный руководитель в университете Галина Владимировна Мосалёва, узнав, что я устроилась работать (тогда) в школу сказала: "Я очень за Вас рада: столько искренней любви можно получить только от детей. А это благодать и подарок небес". Именно в детском саду, став воспитателем, я наиболее глубоко прочувствовала смысл её слов. Ведь я эту любовь, бескорыстную, искреннюю, ощущаю каждый день. Безумно детям за неё благодарна и стремлюсь быть любви этой достойной. И спасибо их родителям – за доверие. И воспитателям моей дочки, отдающим ей частичку себя пока я-мама на работе, спасибо.

Публикации по теме:

«Нет предела совершенству». Афоризмы "Если вдруг, случилось, что-то и никто не виноват, не ходи туда иначе виноватым будешь ты. " Г. Остер[cut=Читать далее. ] "Счастье.

Эссе «Моя педагогическая философия» Комитет по образованию и молодежной политике АЭМР МАДОУ «Детский сад №35» Саратовской области Энгельсского муниципального района Эссе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Воспитатель=Мама=Творец»
Опубликовано: 2 мая 2014 в 13:20
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД