Эссе «Воспитатель=Мама=Творец»

Ольга Бутусова
Эссе «Воспитатель=Мама=Творец»

"В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро"

(Аристотель)

Моя педагогическая философия… Как сложно размышлять о своей педагогической философии и отделить её от философии жизни вообще… Размышляя над этим вопросом, я мысленно перелистываю страницы своей жизни. Кто я? Я – женщина, я – мама, я – воспитатель. Эти понятия взаимосвязаны, и вместо запятых здесь хочется поставить знак равенства. А в моей профессии ролей ещё больше, чем в жизни. Ведь воспитатель – это и мама, и друг, и наставник, и психолог, и артист, и оратор, и врач… И если раньше повсюду звучали слова: "Всё начинается со школы, а в школе всё начинается с учителя", то со вступлением в силу ФГОС ДО на законных основаниях утверждаю: "Всё начинается с детского сада, а значит – с воспитателя". Что же значит – быть воспитателем? Для меня это:

1. Ответственность.

Казалось бы, вся мера ответственности, лежащей на воспитателе, прописана в нормативно-правовых документах. Но сухие фразы законов, инструкций и актов несоизмеримы с реальностью. Мамочки и папочки, спеша на работу, оставляют в детском саду, доверяют мне – воспитателю – самое дорогое и главное, что есть в жизни. Лишая себя возможности быть со своим ребёнком, зарабатывая на хлеб насущный, они дарят эту возможность мне – просто так, ни за что, совсем почти меня не зная… Дарят мне радость общения, открывающего дверь в мир детской души. Потому и ответственность за детей поистине родительская, материнская, а значит – основанная на любви. Как маме для своего ребёнка, мне хочется стать для детей самым близким другом, хочется отдать им все свои знания и умения, показать, как красив и приветлив окружающий мир, как он хрупок и беззащитен, как нуждается в нашем участии; сделать день ребёнка познавательно и эмоционально насыщенным, каким бывает он в кругу семьи. Воспитатель не просто воспитывает детей: повседневным общением с ребёнком, организуя и направляя различные виды его деятельности, взаимодействуя с его семьёй, он создаёт будущее страны. Сама я вряд ли открою новую планету, напишу гениальный роман и завоюю Олимпийское золото. Я могу сделать всё это и даже больше – опосредованно: через своих воспитанников, сегодня формируя в них целевые ориентиры на «разумное, доброе, вечное». От меня – воспитателя, родителя, человека – зависит, каким будет мир через десятки лет.

2. Безусловная любовь.

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно, и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости…

А можно так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям…

(С. Островой)

У любви нет условий, никаких "если", никаких "но". Мама любит своего ребёнка, просто потому что он есть. Потому я как воспитатель учусь чувствовать и принимать каждого ребёнка в его индивидуальности и неповторимости. Чем технически оснащенней и политизированней общество, тем уязвимей в нём человек. Воспитатель - профессия, позволяющая восполнить дефицит человечности. Ведь ребёнку необходим не просто механический уход, воспитательные меры и сухие "занятия-уроки", а психоэмоциональное взаимодействие – сначала с мамой, затем с воспитателем – это формирует его доверие к миру вообще, абсолютно необходимое качество для полноценной счастливой жизни.

3. Креативность.

"В каждом человеке солнце, только дайте ему светить"

(Сократ)

Быть воспитателем для меня – это ежедневное творческое созидание: себя, окружающей среды, психологического климата. Детский сад – это творческая мастерская, в которой я стремлюсь создать условия для того, чтобы каждый ребёнок смог почувствовать радость личного успеха – свой свет. Стараюсь сделать так, чтоб детям было в детском саду интересно. Ведь скука - первая преграда в развитии детей. Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходится делать все: шить и рисовать, вязать и заниматься цветоводством, огородничеством, в определенной степени владеть актерским и режиссерским мастерством, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, четкой дикцией, знать правила хорошего тона. Однако основными инструментами педагогического воздействия я считаю голос, взгляд и слово. "Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает в себя, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу", - писал А. А. Сухомлинский. И именно развитию слова, речи уделяю в работе с детьми особое внимание, так как дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие речи, в непосредственной зависимости от которой, как писал Л. С. Выготский, находится "не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом". Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие. С целью совершенствования речевых навыков детей изучаю и внедряю в работу новые методы и технологии: су-джок терапию, кинезиологические упражнения, театрализацию, моделирование сказок.

4. Личностный рост.

"Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника"

(В. Даль)

"Учитель воспитывает личностью своей,

своими знаниями и любовью, своим

отношением к миру"

(Д. Лихачев)

Воспитатель – профессия, в которой нельзя остановиться, в которой постоянно идешь в ногу со временем, растешь вместе с детьми. Это ежедневная работа над собой: совершенствование своих умений, обогащение знаний, развитие человеческих качеств. А. П. Чехов говорил: "Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек". Воспитатель – человек столько раз, сколько знает и чувствует он детских сердец. В педагогической профессии нет конечной точки развития своего профессионального мастерства. Приходит новый ребёнок, и я с ним снова учусь находить себя, ищу ниточку, соединяющую нас как взрослого и ребёнка, как педагога и воспитанника, как друга и друга. Ежеминутно сама учусь у детей непосредственности, доброте, бескорыстной любви и умению прощать. Невозможно научить тому, чего не умеешь сам, невозможно воспитать то, что не воспитано в тебе самом. "Плох тот ученик, который не превзошел своего учителя" (Леонардо да Винчи). Хочу стать лучше, чтоб превзошли меня-лучшую мои воспитанники.

5. Благодарность.

Укладывая дочку спать, говорю ей:

"Доброй ночи, моя девочка, спасибо тебе,

что ты есть у меня, счастье моё…". А Вика в ответ:

"Мам, ну, что ты заладила "спасибо-спасибо"?.

Это тебе спасибо, что меня породила!"

Мой научный руководитель в университете Галина Владимировна Мосалёва, узнав, что я устроилась работать (тогда) в школу сказала: "Я очень за Вас рада: столько искренней любви можно получить только от детей. А это благодать и подарок небес". Именно в детском саду, став воспитателем, я наиболее глубоко прочувствовала смысл её слов. Ведь я эту любовь, бескорыстную, искреннюю, ощущаю каждый день. Безумно детям за неё благодарна и стремлюсь быть любви этой достойной. И спасибо их родителям – за доверие. И воспитателям моей дочки, отдающим ей частичку себя пока я-мама на работе, спасибо.

Публикации по теме:

«Нет предела совершенству». Афоризмы "Если вдруг, случилось, что-то и никто не виноват, не ходи туда иначе виноватым будешь ты. " Г. Остер[cut=Читать далее. ] "Счастье.

Эссе «Моя педагогическая философия» Комитет по образованию и молодежной политике АЭМР МАДОУ «Детский сад №35» Саратовской области Энгельсского муниципального района Эссе.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Эссе «Воспитатель=Мама=Творец»
Опубликовано: 2 мая 2014 в 13:20
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Всемирный День попугаев

Птицам дивной красоты, экзотическим попугаям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об этих пернатых и заняться с детьми...

10 мая. День вежливости на МААМ

Воспитывать правильную культуру общения – одна из важнейших задач педагогов и родителей. Вежливость, деликатность, воспитанность и коммуникабельность украшают человека, делают его привлекательным для...


Горячие темочки