Людмила Рогалевич
Эссе на тему: «Роль исследовательской деятельности воспитанников в развитии личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Рогалевич Л. В.
ЛГ МАДОУ «ДСКВ №10 «Белочка» г. Лангепас
Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Познавательно исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу, как бы экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает категоризация по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Публикация «Эссе на тему: „Роль исследовательской деятельности воспитанников в развитии личности дошкольника“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Л. С. Выгодский. Поэтому я считаю, что развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности. Это особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно мои воспитанники познают всё новые и новые предметы. Для того чтобы игры-эксперименты успешно осуществлялись в группе, я постаралась создать соответствующую предметно-пространственную развивающую среду (уголок экспериментирования). Наполнила его: ракушками, камешками, мелом, песком, глиной, шишками, пробками, разнообразными контейнерами с различной крупой, воронками, пластиковыми баночками, губками и др.
В процессе игр дети узнают, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки, перышки) нет.
С большим интересом дети наблюдают за тем, что водичку можно «покрасить», они с удовольствием окрашивали воду разными цветами.
Дети узнали, что когда очень холодно, водичка может превратиться в лед, а вернуться назад, ей поможет солнышко. Стараюсь подвести понимание детей к тому, что без воды не могут жить растения, птицы, рыбы и человек. Для этого рассматриваем с детьми картины, ухаживаем за растениями.
Для занятий не нужен дорогостоящий материал, можно находить удивительные свойства в обычных предметах и материалах.
Интересных объектов для экспериментирования много, всего не перечислить. Исследовательскую деятельность, стараюсь включать в разные виды деятельности : в игру, на занятия, прогулки. В процессе работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие ребёнку делать какие-то самостоятельные выводы.
В процесс познания включаются все органы чувств. Малыш слушает, смотрит, пробует на вкус, улавливает запахи, открывая многообразие признаков предметов. Ребёнку с помощью экспериментирования легче понять и установить связи, закономерности в окружающем мире.
Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания; идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации; развивается речь, так как ребёнку необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, происходит накопление умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; формируется самостоятельность, способность ставить цель, преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В заключение отмечу, что знания, полученные в результате исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются, переносятся в дальнейшем во все виды деятельности, и повышают познавательную активность дошкольников.