Наталья Булыгина
Сущность социального партнерства педагогов (воспитателей) с родителями в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Детские сады испытывают серьезные трудности в работе с семьями воспитанников, причинами которых, по моему мнению, являются:
– низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе, деятельность которого рассматривается большинством родителей как сфера услуг по уходу и присмотру за ребенком;
Публикация «Сущность социального партнерства педагогов (воспитателей) с родителями в современных условиях» размещена в разделах
– недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей;
– отсутствие у родителей навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни и всего того, что связано с его пребыванием в детском саду;
– стремление большинства родителей к тому, чтобы «откупиться» подарками от личного общения с ребенком;
– неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома.
По мнению родителей, основными причинами трудностей являются:
– отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания, а не полноправным участникам образования ребенка;
– недостаточная компетентность многих воспитателей по вопросам взаимодействия с родителями;
– неготовность воспитателей оказывать помощь родителям в решении тех проблем, которые их волнуют;
– стремление воспитателей избегать живого общения с родителями, подменяя его анкетированием, информационными стендами и т. п. ;
– «закрытость» дошкольного учреждения для родителей – неполная информированность родителей о жизни ребенка в детском саду.
Я считаю, что именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
У воспитателей и родителей единые задачи : сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Именно в современных условиях актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между педагогами и родителями.
Такой системой отношений становится, на мой взгляд, система социального партнерства, основанная на принципах взаимной заинтересованности сторон - социальных партнеров в развитии образования детей, социальной защиты, гуманистической направленности.
Я считаю, что сущность социального партнёрства между педагогами и родителями заключается в отходе от функционального (формального) типа взаимодействия.
Партнерский уровень взаимоотношений подразумевает согласованную позицию на всех этапах совместных действий от планирования до оценки результата и предполагает координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребенка как сотрудников дошкольных образовательных учреждений, так и родителей.
Я думаю, что в настоящее время, когда в обществе и государстве меняется представление о процессе взаимодействия семьи и образовательного учреждения, не сотрудничество, а именно партнерство является наиболее перспективным и эффективным видом взаимодействия педагогов с родителями.
Существуют различные виды этих взаимоотношений: потребительские, благотворительные, спонсорские, инвестиционные, кооперативные и партнерские.
Под партнерством я понимаю взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Я считаю, что в современных условиях основной идеей взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей. Эта идея изменения выражается в различных терминах: развитие, рост, актуализация, интеграция и в целом представляет собой «некий общепризнанный ценностный контур, отражающий реинтеграцию личностного «Я» на основе нового опыта и готовности к восприятию нового опыта».
К основным принципам социального партнерства в системе образования детей относятся: равноправие и заинтересованность сторон, доверительные отношения при принятии решений, договоров и соглашений; совместная деятельность; сотрудничество; добровольность и взаимная ответственность; уважение и учет интересов участников; добросовестное выполнение принятых на себя обязательств.
Таким образом, я считаю, что эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогами дошкольного учреждения и родителями.
Именно современная модель социального партнерства педагогов ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Социально педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в общест