МААМ-картинки

Народные подвижные игры

Галина Иванова
Народные подвижные игры
▼ Скачать + Заказать документы

Данная тема является актуальной в связи с тем, что в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования задачами в образовательной области «Физическое развитие» являются в том числе:

• в обязательной части - обеспечить «овладение подвижными играми с правилами»;

• в части, формируемой участниками образовательных отношений – формировать интерес к подвижным играм народов, проживающих в Чувашии.

Публикация «Народные подвижные игры» размещена в разделах

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры представляют собой состязания в беге, прыжках, метании. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, тренируют реакцию, воспитывают навыки общения.

Народная игра – это отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Она всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения. А. П. Усова прямо говорит о том, что игры, которые дети заимствуют друг от друга, младшее поколение от более старшего, «созданы народом так же, как песни, сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из поколения в поколение».

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой степени развития.

По определению Э. Я. Степаненковой, «…подвижные игры с правилами – сознательная, активная деятельность детей, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами».

Передовые представители культуры К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Г. А. Виноградов, заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.

В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко.

А. П. Усова писала: «В практике воспитания народные игры не занимают ещё должного места, их положительные традиции почти не используются…»

Я поддерживаю мнение А. П. Усовой о необходимости более широкого использования педагогического потенциала народных игр в работе с детьми.

Русские народные игры.

На Руси подвижные игры на протяжении многих веков использовались в народной педагогике как эффективнейшее средство физического воспитания.

Русская народная игра – это наша историческая память. Они имеют многовековую историю: сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве.

В жизни Древней Руси различные игры и игрища, как составные части народных праздников, занимали видное место. В празднествах участвовали люди всех возрастов, но особенная роль отводилась детям, они были самыми активными их участниками.

На Святках мальчишки и девчонки ходили славить Христа, в конце зимы встречали и провожали Масленицу. Ребятишек посылали с первовыпеченными блинами на огород, где они, скача верхом на кочерге, кричали «Прощай, зима счастливая! Приходи, лето красное!» Вместе со взрослыми дети взбирались на крыши построек, на деревья и закликали птиц. Летом собирались на деревенской улице, за околицей, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Дети любили кататься на качелях. Любимой забавой детей севера была ходьба на ходулях. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки.

Особенно популярной и любимой игрой была игра «Жмурки». Она распространена во многих областях России и имеет разные названия: «Слепая сковорода», «Жмачки», «Куриная слепота», «Кривой петух». В эту игру очень любят играть наши дети и играют как в помещении, так и на игровой площадке.

Многие игры имеют сюжет, правила их тесно с ним связаны (например, «Коршун», «Стадо», «Курочка», «Гуси-лебеди»). Из всех перечисленных игр любимая игра ребятишек моей группы - «Гуси-лебеди». В играх типа «Ляпка», «Горячее место» сюжет и роли отсутствуют, всё внимание детей направлено на движение и правила.

Дошколята любят играть в игры с бегом, такие как «Пятнашки», «Дорожки», «Салки», «Ловишки в кругу», «Перебежки», «Горелки».

Немаловажное значение в физическом развитии детей имеют и малоподвижные игры. Особенно популярны у детей игры : «Краски», «Фанты», «Колечко», «Верёвочка», «Солнце и месяц».

Народные игры имеют игровой зачин. Он вводит ребёнка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.

В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного или двоих. Здесь выручают считалки и сговорки (например, что выбираешь: «Шары катить или воду лить?», «Сено косить или дрова рубить?»; кого возьмё шь: «Медведя лохматого или козла рогатого?», «Из речки ерша или из лесу ежа?»; чего тебе нужно: «Гороху мешок или масла горшок?»; кого в гости пригласишь: «Хитрую лису или Марью-красу?», «Таракана усатого или тигрёнка полосатого?»; чего тебе дать: «Сахару кусочек или красненький платочек?»; выбирай: «Ландыш душистый или одуванчик пушистый?», «Белую берёзу или красную розу?»).

Считалка – это проявление словесного детского творчества.

Например: Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдёт,

Тот и прятаться пойдёт!

* * *

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить.

Выходи –

Тебе водить!

При выборе водящего детям очень нравятся жеребьёвки. Чаще всего они используют жеребьёвки-угады.

Интересны и водилки, сопровождающие некоторые игры. Например, во время игры «Прятки» приговаривали: «На месте кашу не вари, а по городу ходи. Если в город не пойдёшь, никого ты не найдёшь» или «Топор, топор, сиди, как вор, и не выглядывай во двор». Последнюю я сама помню со своего детства.

Русские народные игры достаточно разные по своему содержанию, тематике и организации; отличаются свободой применения игровых движений, большими возможностями для проявления инициативы и творчества в двигательной сфере. Существующие в них правила регламентируют не только движения, но и структуру игры в целом. В каждой игре есть установка на достижение результата. У каждого играющего есть своя цель. Она-то и ориентирует его на достижение определённых результатов.

Чувашские народные игры.

Чувашское слово «вайа» (игра) первоначально означало действия, требующие от играющего физическую силу: «Без силы и игры нет» (Вайсар вайа та сук). В то же время под игрой чуваши понимали также действия, связанные с забавами и весельем. Об этом пишут И. В. Махалова, Е. Н. Николаева в книге «Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа».

Чувашские народные игры возникали и формировались вместе с историческим и культурным развитием чувашского народа. Характер многих игр был таков, что они способствовали физической закалке детей.

Игры чувашей формировались в условиях тесного взаимодействия финно-угорских и тюркских народов, а также русского населения Поволжья. Игры с палками и чурками – «Две палки» («Пускеле», «Икс» («Йокс», «Чурка» («Алтуйлла») популярны были среди финно-угров, разнообразные забавы с косточками баранов и овец типичны для тюркских народов. Чуваши издавна играли в общеизвестные русские игры – лапту, городки, жмурки, «Бабки», «Котёл», имевшие чувашские названия и этнические особенности. Но всё же наибольшее распространение среди чувашского народа имели самобытные игры : «Летучая мышь», «Волк или заяц», «Хищник в море», «Кого вам?» (дошколята чаще называют эту игру «Тили-рам»).

Самым распространённым средством физического воспитания у чувашей, как и у других народов, считались разнообразные игры на свежем воздухе. Среди шести-семилетних детей были популярны прыганье (перепрыгивание, борьба, игры в мяч (пускелле, вылясси, бег, стрельба из самодельного лука, состязания в метании мелких картофелин с кончика прутика, метание камня. В южных районах были распространены состязания в беге, известные под названием «серен». В проведении этих игр нередко участвовали и взрослые, вручавшие потом победителям подарки.

Чувашские дети очень рано начинали помогать взрослым, нередко совмещая игру и родительские поручения. В большинстве забав они подражали труду взрослых. Играя, дети приучались делать разные полезные вещи: плести корзины, обрабатывать древесину, шить и вязать. Самым ответственным делом для них считался присмотр за младшими братьями и сёстрами. Их всё время нужно было держать в поле зрения, но поиграть со своими сверстниками детям тоже хотелось. Чтобы справиться с этой задачей чувашская детвора придумала такие игры : «Капуста», «Цветок».

И. В. Махалова, Е. И. Николаева пишут: «Чувашские народные игры имеют ряд особенностей: в них присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющие место варианты относятся к началу или концу игры. Они разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, двигательные задания регулируются только правилами. В-третьих, сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.»

Почти все игры командные, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих.

Большинство игр не требует специально оборудованного места и материала, за исключением игр на развитие меткости и глазомера. В их числе «Кули» (Кули, «В муху» (Шаналла, «Игры с ножичком (Пекелле, «В бабки» (Ашак).

В своей практике я использую чувашские народные игры, название которых связано с тематическим блоком недели: «Капуста», «Картошка», «Огородники», «Резвые белки» и т. д. Особенно любимы детьми следующие игры : «Кого вам?», «Платочек», «Голова и хвост», «Пустое место».

Заключение

Завершая своё эссе, я бы хотела отметить: педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно.

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности, инициативы вполне может основываться на необозримо разнообразных народных подвижных играх. В них удовлетворяется потребность в действии, предоставляется обильная пища для ума и сердца; закладывается стремление преодолевать неудачи, радоваться успеху, умение постоять за себя, чувство справедливости и коллективизма.

В играх заключен залог полноценной духовной жизни в будущем. Еще К. Д. Ушинский писал: «Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача будущей педагогики»

Не играющий в детстве ребенок, став взрослым, не сможет полностью реализовать свой человеческий потенциал.

Главная забота педагогов заключается в том, чтобы игры развивали в детях не простое стремление к получению удовольствия, а помогали ему ощущать, воспринимать и творчески отображать мир в своей игровой деятельности, учили ребенка всматриваться в жизнь.

Список литературы

1. Журнал «Куклы в народных костюмах» №27, стр. 16 «Во что здесь играли?», 2013

2. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М. : Просвещение, 1986. -79 с.

3. Махалова И. В., Николаева Е. И. Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа : Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2003. - 255с.

4. Салкус. Родник: хрестоматия. Научный руководитель: к. п. н., доцент Захарова Г. П. – Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006. – 228 с.

5. Чуваши: этнографическое исследование, часть вторая. Под редакцией Сироткина М. Я., Иванова М. И. – Чебоксары: чувашское книжное изд-во, 1970. – 307 с.

Публикации по теме:

Подвижные народные игры по экологическому воспитанию старших дошкольников Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ромашка» п. Молодёжный» Васянина О. П. Воспитательное значение подвижных народных игр огромно. К. Д. Ушинский.

Физкультурный досуг «Русские народные подвижные игры» (старшая группа) Цели и задачи: • Упражнять в ходьбе, беге по кругу, взявшись за руки, и беге с высоким подниманием колен; • развивать координацию движений.

Конспект СИД по реализации национального компонента «Народные игры. Игра «Баайа» Воспитатель МБДОУ «Елечейский детский сад «Кэнчээри» Мегино-Кангаласского улуса РС (Я)   Старкова Наталья Николаевна                       .

Народные подвижные игры. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается.

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций.

Народные подвижные игры в работе воспитателя ДОУ Народные подвижные игры для детей. Народные подвижные игры для детей развивают выносливость, силу, ловкость, закаляют тело, развивают и.

Подвижные игры. Подвижные игры народов России. Приближается День народного единства. Педагоги готовятся к нему заранее. Мы тоже в своем детском саду готовимся.

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игрыПроект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры, используя.

Статья. Русские народные подвижные игры. «Здравствуй дедушка Прокоп». Русские народные подвижные игры. «Здравствуй, Дедушка Прокоп». Подвижные игры- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,.

Спортивное развлечение «Народные подвижные игры разных стран мира» Спортивное развлечение для подготовительной к школе группы детского сада и учеников 1 «Б» класса гимназии №54 Тема: «Народные подвижные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные подвижные игры
Опубликовано: 27 февраля 2017 в 18:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народные подвижные игры» (включая файлы) размещена пользователем Галина Иванова (УИ 1067153) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД