Галина Иванова
Народные подвижные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Данная тема является актуальной в связи с тем, что в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования задачами в образовательной области «Физическое развитие» являются в том числе:
• в обязательной части - обеспечить «овладение подвижными играми с правилами»;
• в части, формируемой участниками образовательных отношений – формировать интерес к подвижным играм народов, проживающих в Чувашии.
Публикация «Народные подвижные игры» размещена в разделах
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры представляют собой состязания в беге, прыжках, метании. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, тренируют реакцию, воспитывают навыки общения.
Народная игра – это отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Она всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения. А. П. Усова прямо говорит о том, что игры, которые дети заимствуют друг от друга, младшее поколение от более старшего, «созданы народом так же, как песни, сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из поколения в поколение».
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой степени развития.
По определению Э. Я. Степаненковой, «…подвижные игры с правилами – сознательная, активная деятельность детей, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами».
Передовые представители культуры К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Г. А. Виноградов, заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.
В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко.
А. П. Усова писала: «В практике воспитания народные игры не занимают ещё должного места, их положительные традиции почти не используются…»
Я поддерживаю мнение А. П. Усовой о необходимости более широкого использования педагогического потенциала народных игр в работе с детьми.
Русские народные игры.
На Руси подвижные игры на протяжении многих веков использовались в народной педагогике как эффективнейшее средство физического воспитания.
Русская народная игра – это наша историческая память. Они имеют многовековую историю: сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве.
В жизни Древней Руси различные игры и игрища, как составные части народных праздников, занимали видное место. В празднествах участвовали люди всех возрастов, но особенная роль отводилась детям, они были самыми активными их участниками.
На Святках мальчишки и девчонки ходили славить Христа, в конце зимы встречали и провожали Масленицу. Ребятишек посылали с первовыпеченными блинами на огород, где они, скача верхом на кочерге, кричали «Прощай, зима счастливая! Приходи, лето красное!» Вместе со взрослыми дети взбирались на крыши построек, на деревья и закликали птиц. Летом собирались на деревенской улице, за околицей, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Дети любили кататься на качелях. Любимой забавой детей севера была ходьба на ходулях. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки.
Особенно популярной и любимой игрой была игра «Жмурки». Она распространена во многих областях России и имеет разные названия: «Слепая сковорода», «Жмачки», «Куриная слепота», «Кривой петух». В эту игру очень любят играть наши дети и играют как в помещении, так и на игровой площадке.
Многие игры имеют сюжет, правила их тесно с ним связаны (например, «Коршун», «Стадо», «Курочка», «Гуси-лебеди»). Из всех перечисленных игр любимая игра ребятишек моей группы - «Гуси-лебеди». В играх типа «Ляпка», «Горячее место» сюжет и роли отсутствуют, всё внимание детей направлено на движение и правила.
Дошколята любят играть в игры с бегом, такие как «Пятнашки», «Дорожки», «Салки», «Ловишки в кругу», «Перебежки», «Горелки».
Немаловажное значение в физическом развитии детей имеют и малоподвижные игры. Особенно популярны у детей игры : «Краски», «Фанты», «Колечко», «Верёвочка», «Солнце и месяц».
Народные игры имеют игровой зачин. Он вводит ребёнка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.
В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного или двоих. Здесь выручают считалки и сговорки (например, что выбираешь: «Шары катить или воду лить?», «Сено косить или дрова рубить?»; кого возьмё шь: «Медведя лохматого или козла рогатого?», «Из речки ерша или из лесу ежа?»; чего тебе нужно: «Гороху мешок или масла горшок?»; кого в гости пригласишь: «Хитрую лису или Марью-красу?», «Таракана усатого или тигрёнка полосатого?»; чего тебе дать: «Сахару кусочек или красненький платочек?»; выбирай: «Ландыш душистый или одуванчик пушистый?», «Белую берёзу или красную розу?»).
Считалка – это проявление словесного детского творчества.
Например: Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдёт,
Тот и прятаться пойдёт!
* * *
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Кукушата просят пить.
Выходи –
Тебе водить!
При выборе водящего детям очень нравятся жеребьёвки. Чаще всего они используют жеребьёвки-угады.
Интересны и водилки, сопровождающие некоторые игры. Например, во время игры «Прятки» приговаривали: «На месте кашу не вари, а по городу ходи. Если в город не пойдёшь, никого ты не найдёшь» или «Топор, топор, сиди, как вор, и не выглядывай во двор». Последнюю я сама помню со своего детства.
Русские народные игры достаточно разные по своему содержанию, тематике и организации; отличаются свободой применения игровых движений, большими возможностями для проявления инициативы и творчества в двигательной сфере. Существующие в них правила регламентируют не только движения, но и структуру игры в целом. В каждой игре есть установка на достижение результата. У каждого играющего есть своя цель. Она-то и ориентирует его на достижение определённых результатов.
Чувашские народные игры.
Чувашское слово «вайа» (игра) первоначально означало действия, требующие от играющего физическую силу: «Без силы и игры нет» (Вайсар вайа та сук). В то же время под игрой чуваши понимали также действия, связанные с забавами и весельем. Об этом пишут И. В. Махалова, Е. Н. Николаева в книге «Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа».
Чувашские народные игры возникали и формировались вместе с историческим и культурным развитием чувашского народа. Характер многих игр был таков, что они способствовали физической закалке детей.
Игры чувашей формировались в условиях тесного взаимодействия финно-угорских и тюркских народов, а также русского населения Поволжья. Игры с палками и чурками – «Две палки» («Пускеле», «Икс» («Йокс», «Чурка» («Алтуйлла») популярны были среди финно-угров, разнообразные забавы с косточками баранов и овец типичны для тюркских народов. Чуваши издавна играли в общеизвестные русские игры – лапту, городки, жмурки, «Бабки», «Котёл», имевшие чувашские названия и этнические особенности. Но всё же наибольшее распространение среди чувашского народа имели самобытные игры : «Летучая мышь», «Волк или заяц», «Хищник в море», «Кого вам?» (дошколята чаще называют эту игру «Тили-рам»).
Самым распространённым средством физического воспитания у чувашей, как и у других народов, считались разнообразные игры на свежем воздухе. Среди шести-семилетних детей были популярны прыганье (перепрыгивание, борьба, игры в мяч (пускелле, вылясси, бег, стрельба из самодельного лука, состязания в метании мелких картофелин с кончика прутика, метание камня. В южных районах были распространены состязания в беге, известные под названием «серен». В проведении этих игр нередко участвовали и взрослые, вручавшие потом победителям подарки.
Чувашские дети очень рано начинали помогать взрослым, нередко совмещая игру и родительские поручения. В большинстве забав они подражали труду взрослых. Играя, дети приучались делать разные полезные вещи: плести корзины, обрабатывать древесину, шить и вязать. Самым ответственным делом для них считался присмотр за младшими братьями и сёстрами. Их всё время нужно было держать в поле зрения, но поиграть со своими сверстниками детям тоже хотелось. Чтобы справиться с этой задачей чувашская детвора придумала такие игры : «Капуста», «Цветок».
И. В. Махалова, Е. И. Николаева пишут: «Чувашские народные игры имеют ряд особенностей: в них присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющие место варианты относятся к началу или концу игры. Они разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, двигательные задания регулируются только правилами. В-третьих, сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.»
Почти все игры командные, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих.
Большинство игр не требует специально оборудованного места и материала, за исключением игр на развитие меткости и глазомера. В их числе «Кули» (Кули, «В муху» (Шаналла, «Игры с ножичком (Пекелле, «В бабки» (Ашак).
В своей практике я использую чувашские народные игры, название которых связано с тематическим блоком недели: «Капуста», «Картошка», «Огородники», «Резвые белки» и т. д. Особенно любимы детьми следующие игры : «Кого вам?», «Платочек», «Голова и хвост», «Пустое место».
Заключение
Завершая своё эссе, я бы хотела отметить: педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно.
Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности, инициативы вполне может основываться на необозримо разнообразных народных подвижных играх. В них удовлетворяется потребность в действии, предоставляется обильная пища для ума и сердца; закладывается стремление преодолевать неудачи, радоваться успеху, умение постоять за себя, чувство справедливости и коллективизма.
В играх заключен залог полноценной духовной жизни в будущем. Еще К. Д. Ушинский писал: «Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача будущей педагогики»
Не играющий в детстве ребенок, став взрослым, не сможет полностью реализовать свой человеческий потенциал.
Главная забота педагогов заключается в том, чтобы игры развивали в детях не простое стремление к получению удовольствия, а помогали ему ощущать, воспринимать и творчески отображать мир в своей игровой деятельности, учили ребенка всматриваться в жизнь.
Список литературы
1. Журнал «Куклы в народных костюмах» №27, стр. 16 «Во что здесь играли?», 2013
2. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М. : Просвещение, 1986. -79 с.
3. Махалова И. В., Николаева Е. И. Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа : Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2003. - 255с.
4. Салкус. Родник: хрестоматия. Научный руководитель: к. п. н., доцент Захарова Г. П. – Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006. – 228 с.
5. Чуваши: этнографическое исследование, часть вторая. Под редакцией Сироткина М. Я., Иванова М. И. – Чебоксары: чувашское книжное изд-во, 1970. – 307 с.