Иванова Марина
Эссе «Педагогические находки»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель — это самая интересная, занимательная, увлекательная, ответственная профессия. Это может оценить только воспитатель, который всю свою душу, любовь, сердце отдаёт детям. Ведь дети — удивительны, не повторимы, не предсказуемы, они всегда разные, но в тоже время самые дорогие, любимые. Без детей жизнь была бы серой и пустой. Как можно жить без звонкого детского смеха, без горящих глаз, без ласки, без тысячи «почему»! И для того, чтобы отвечать на сто тысяч «почему?», воспитателю необходимо много знать об окружающем мире, о том, что происходит в стране, городе, ближайшем окружении, интересоваться литературой, искусством, повышать общий культурный уровень. Стремление к самоусовершенствованию – путь к профессиональному мастерству. И этот путь бесконечен: тот, кто считает, что достиг вершин, перестаёт двигаться вперёд. Воспитатель, не работающий над собой, выдыхается и становится не способным работать с детьми, несмотря даже на большой опыт. Педагогические находки воспитателя – свидетельство творческого подхода к процессу воспитания.
Публикация «Эссе „Педагогические находки“» размещена в разделах
Воспитатель - это творец, которому присущи интуиция, вдохновение, находчивость, свобода мысли. Деятельность воспитателя не может осуществляться по шаблону, поскольку неотъемлемыми ее компонентами является оригинальность, неожиданность, умение действовать интуитивно и согласно обстоятельствам. Моя профессия немыслима без постоянного творческого поиска и саморазвития. Мой путь в педагогике – это постоянный поиск, это счастливые находки и желание поделиться педагогическим опытом с другими. Поэтому большое внимание уделяю изучению инновационных технологий, нетрадиционных форм работы с воспитанниками и их родителями.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и уметь общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками образовательного процесса?
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию с родителями. Эта работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. Однако не все родители компетентны в педагогических вопросах и не проявляют достаточного интереса. Анализ организации взаимодействия с родителями выявил ряд актуальных проблем:
- традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, уголки) дают малый результат и рождают пассивность родителей;
- не желают устанавливать единые требования к ребенку дома и в детском саду.
Чтобы помощь родителей была действенной, а дело воспитания и развития стало общим делом семьи и детского сада, надо воспитывать не только детей, но и их родителей. Причем не столько воспитывать, сколько общаться, сотрудничать, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения.
Цель проекта: вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности и их заинтересованное участие в воспитательном – образовательном процессе через внедрение новых нетрадиционных форм взаимодействия с семьей.
Задачи: - развивать коммуникативную компетентность родителей в процессе общения с педагогами и детьми;
- активизировать, обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать уверенность в собственных педагогических возможностях;
- внедрить нетрадиционные (интерактивные) формы работы с семьей, как фактор позитивного развития ребенка.
Новизна работы: формирование нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующееся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающие корректно влиять на воспитательную позицию семьи.
Практическая значимость состоит в разработке эффективных инновационных форм по взаимодействию с родителями, направленных на повышение педагогической компетенции родителей, улучшение качества воспитания детей в системе «Детский сад – семья».
Прогнозируемые результаты:
- приобретение всеми участниками образовательного процесса опыта партнерского и доверительного отношения друг с другом; - повышение педагогической и психологической культуры родителей; - построение образовательного процесса на основе партнерских взаимоотношений всех его участников взрослых (родители, педагоги) и детей.
Описание идеи. Основной идеей является применение инновационных методов и технологий по работе с родителями, таких как технология сотрудничества, технология коллективного творческого дела, игровая технология для изменения внутренней картины мира и уже существующей концепции воспитанников, педагога, родителей с целью сохранения и укрепления психического и психологического здоровья всех участников воспитательного и образовательного процесса.
Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагога и имеет ряд принципов – сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.
Составляющие инновационных форм взаимодействия с родителями:
- Активная позиция родителей
- Партнерство с педагогом - Применение в семейной среде
- Инициативность в процессе сотрудничества
Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм взаимодействия с родителями.
Вся работа была предварительно разбита на несколько этапов.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем, уровнем сознания и культуры, компетенцией педагога. Планируя ту или иную форму работы, я всегда исхожу из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.
Изучая педагогическую литературу по инновационной деятельности, я познакомилась, как старые формы работы с родителями можно превратить в инновационные и эффективные. Рассмотрела и формы вовлечения родителей в образовательный процесс, информационные и практические формы для просвещения родителей, а также важные условия эффективности этой работы.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО формы работы с родителями должны содержать 5 образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие» знакомим родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок детских работ и совместных работ детей и их родителей, вовлечение родителей в подготовку и проведение мероприятий в ДОУ, индивидуальное и групповое консультирование родителей, круглые столы, участие в конкурсах, во всех группах был проведен мастер – класс. ОО «Познавательное развитие» включает в себя интеллектуальное развитие ребенка через подготовку к праздникам, развлечениям, конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и детском саду. ОО «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя совместные поделки и рисунки детей и родителей; музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах. ОО «Речевое развитие» - совместное чтение детей и родителей, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок художественной литературы. ОО «Физическое развитие» - знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультурном досуге других семей, организация совместных соревнований, привлечение к участию и помощь в проведении олимпиад внутри сада. Знакомство родителей с эффективными средствами закаливания, профилактика заболеваний; безопасное поведение в различное время года через оформление стендов, индивидуальных консультаций; информирование родителей о создании безопасных условий дома через оформление буклетов, плакатов.
Информационно-аналитические:
- Направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
• Социологические опросы
• тесты
• анкетирование
• «волшебное дерево»
Познавательные Направлены на ознакомление родителей с возрастными
и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
• Семинары-практикумы
• педагогический брифинг,
• педагогическая гостиная,
• собрании, консультации в нетрадиционной форме
• устные педагогические журналы
• педагогическая библиотека для родителей
• «Круглый стол»
• «Мастер – класс»
Наглядно-ин-формационные: информационно-ознакомительная форма
Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ.
• дни открытых дверей
• открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей.
• выставки детских работ
• выставки совместных работ детей и родителей
• информационные проспекты для родителей
• выпуск газет
• организация мини-библиотек
информационно-просветительская форма - направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
• использование современных технологий
• информационные стенды
• папки-передвижки
• тематические выставки
• выпуск буклетов
• библиотеки по основным проблемам
семейной педагогики
Досуговые - призваны устанавливать теплые доверительные
отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, конкурсах
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога. Использование инновационных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, установилась атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: тесное сотрудничество с родителями с использованием инновационных форм работы позволило мне решить те задачи, которые я перед собой ставила. Работа продолжается. Апробация всего нового – дело трудное, я хочу пожелать всем педагогам оптимизма, смотреть на свою работу с новой точки зрения.