Владыкина Юлия Николаевна
Эссе «Плюсы и минусы на занятиях математикой в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений имеет огромное значение в умственном развитии дошкольников. В процессе занятий дети получают те знания, умения и навыки в области математики, которые соответствуют их возрасту.
Надо заметить, что занятия математикой в дошкольном возрасте проводятся не столько для пополнения знаний сведениями из области точных дисциплин, сколько для формирования у детей идеи порядка и определенности, которые лежат в основе мироустройства.
Публикация «Эссе „Плюсы и минусы на занятиях математикой в детском саду“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Очень важно донести эту идею до ребенка так, чтобы вызвать длительный и растущий интерес к математике, ведь порой неверно выбранные слово, интонация, действие могут потушить ту искорку заинтересованности, которая обеспечит в будущем принятие и понимание математических представлений.
Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель — не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Методика формирования элементарных математических представлений относительно молодая научная педагогическая дисциплина, однако она имеет давние истоки. Исторический экскурс показывает, как постепенно изменялись концепции первоначального обучения математике в зависимости от запросов жизни и уровня развития самой математической науки, дает возможность критически оценить богатое наследие, избежать многих ошибок, учесть положительный опыт прошлого, а также результаты новейших исследований.
В любой сфере деятельности есть как свои плюсы, так и свои минусы. Наверное, особенно это заметно в педагогической деятельности. Мне бы хотелось рассмотреть, какие плюсы и минусы присутствуют в занятиях математикой в детском саду.
Опираясь на свой личный опыт и опыт своих коллег, я бы отнесла к минусам следующие особенности процесса обучения математике в детском саду :
1. Большое количество детей на занятии. Ни для кого не секрет, что больших детских садах группы укомплектованы «под завязку» и количество детей на занятии не позволяет уделить достаточное время каждому ребенку.
2. К этому можно добавить ограниченное время занятия в каждой возрастной группе, что также усложняет индивидуальную работу в ходе занятия. В результате воспитателю сложно отследить, насколько верно каждый из воспитанников усвоил новый материал или выполнил задания.
3. Разные способности и уровень развития детей. Есть дети, которые «схватывают все на лету», у них хорошо развиты память и мышление, зрительное и слуховое восприятие. Это определяется не только врожденными способностями, но и заслугой родителей. Как правило, такие родители заинтересованы в развитии своих детей и начинают заниматься с ними еще в раннем возрасте. Очень часто такие дети в некоторых вопросах опережают программу детского сада своей возрастной группы. Но, к сожалению, иногда встречаются семьи, в которых умственному развитию детей не уделяется должного внимания, и малыши поступают в детский сад, не имея никакой базы для развития математических представлений.
4. Отсутствие интереса к математике у некоторых детей. Все люди разные, и дети не исключение. Бывает так, что ребенку совершенно не интересна математика и все, с нею связанное. Его интересы могут лежать совсем в другой, зачастую очень узкой, области, например, в естествознании. В таких случаях и воспитателю, и родителям придется очень постараться, чтобы сформировать у ребенка необходимые математические представления.
5. Отставание от программы по причине пропусков и болезни у некоторых детей. Регулярность занятий, последовательность изложения и закрепления пройденного материала – залог успеха обучения в любой области знания. Пропуски по болезни или домашней причине провоцируют отставание ребенка от программы, в результате чего на плечи воспитателя ложится дополнительная индивидуальная работа.
6. Нежелание родителей закреплять с детьми пройденный материал. Для такой категории родителей самым главным является то, чтобы ребенок находился под присмотром, вовремя поел и погулял. А для некоторых детей домашнее закрепление пройденного на занятии материала просто необходимо.
7. Недостаток опыта у некоторых воспитателей. Как известно, опыт приходит с годами, а мастерство требует ежедневного оттачивания. Недостаток опыта у некоторых воспитателей не позволяет им правильно выстроить занятие, учесть индивидуальные возможности и потребности воспитанников, в результате занятие получается смазанным, дети не усваивают необходимый материал.
Мастерство педагога состоит в том, чтобы перевести «минусы» в «плюсы». А «плюсов» в занятиях математиков в детском саду больше, чем минусов :
1. Продуманные программы. Программы, по которым проходит формирование элементарных математических представлений в детском саду разрабатываются с учетом возрастных особенностей детей.
2. Множество методик. Большое количество методик позволяет сохранять заинтересованность детей на занятиях, обеспечивает разнообразие