наталия филиппова
Эссе «Призвание — воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель…. Как многогранна и сложна наша профессия! В зависимости от обстоятельств мне, воспитателю группы, приходится выступать в разных ролях: я для детей и учитель, который всему учит, и товарищ по игре, и самый близкий человек, т. к. заменяю им мать в ее отсутствие. Сколькими знаниями и умениями мы должны обладать! Работая в детском саду, я научилась многому: в определенной степени владеть столярным, малярным, актерским, режиссерским делом, петь и танцевать вместе с детьми, выступать перед родителями и т. д.
Публикация «Эссе „Призвание — воспитатель“» размещена в разделах
Мне было 24 года, когда я устроилась на работу воспитателем. Разумеется, опыта работы с детьми и их родителями у меня не было. Панически боялась выступления перед большой аудиторией. Теперь общение с родителями мне в радость. Родительские встречи стараюсь проводить в разных формах: тренинга, диспута, викторины…
Ежегодно в летний период в д/с ремонт, во время которого я научилась и белить, и красить, и штукатурить, наводить колер. Теперь в услугах маляра я не нуждаюсь. «Пора тебе свою «Школу ремонта» открывать» - шутят коллеги.
Несомненно, опыт работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в рисовании» выбран мною неслучайно. Люблю рисовать. В оформлении родительского уголка, группы, музыкального зала не испытываю трудностей. А вот из меня плохой музыкант: слух, вроде бы есть, нет голоса. Сложно разучивать с детьми песни, если сама не поешь. Спасает то, что у нас прекрасные музыкальные руководители, есть современная аппаратура. Я считаю, чем больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему работать с детьми, тем сильнее будут тянуться к нему дети.
Многолетний опыт работы показывает, что родители желают видеть в лице воспитателя не только образованного, теоретически подготовленного, но чуткого, внимательного, приветливого к детям человека. И они, несомненно, правы. Ведь родители нам доверяют самое сокровенное и дорогое - своего ребенка. На нашем примере маленькие дети учатся быть доброжелательными, вежливыми, внимательными и чуткими. Я выражаю сочувствие, жалею, если малыш ушибся; неподдельную радость, когда мои воспитанники добиваются успехов; огорчение, когда у них не получается. Думаю, профессия воспитателя самая гуманная. Она обязывает нас любить и уважать детей, проявлять к ним разумную требовательность и справедливость, ласку и чуткость, быть по-матерински добрым и строгим, великодушно относиться к их невинным шалостям.
В. А Сухомлинский говорил: «…чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». Воспитатель должен любить детей – без любви его работа не имеет смысла. Кроме любви, воспитателю должны быть присущи доброта и милосердие. Без этих качеств работать с детьми невозможно. Мне кажется, эмоционально – нравственная культура воспитателя проявляется в выдержке, самообладании, терпении, умении управлять собственными эмоциями. Я понимаю, что поступки детей объясняются их возрастом, особенностями воспитания, а несдержанность родителей – усталостью после рабочего дня, семейными неурядицами, иногда невоспитанностью самих родителей.
Я думаю, если педагог не знает о том, как ребенка воспитывают в семье, он не добьется желаемого результата. Поэтому, в первую очередь, я стараюсь наладить контакт с родителями ребенка, найти с ними общий язык. Ведь родители ребенка, как самые близкие люди, могут многое рассказать мне об особенностях поведения своего ребенка, его характере, склонностях, привычках. Работая в тесном содружестве с родителями, стараюсь определить в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, какие черты его характера следует закреплять, а над какими еще работать. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположение к своему воспитателю, уверенность в том, что в любой момент найдут у него поддержку и непременно будут поняты. Поэтому стараюсь создать в группе атмосферу, в которой дети чувствуют себя как дома, тогда у них растет привязанность к своему детскому саду, друзьям, воспитателю.
Воспитатель, и начинающий, и опытный, обязан постоянно работать над собой, совершенствовать свое педагогическое мастерство. Пути к самообразованию всегда открыты перед ним. За многие годы работы с детьми я научилась серьезно готовиться к каждому рабочему дню; изучаю методические материалы; стараюсь принять участие на педагогических советах, методических объединениях, семинарах; работаю с молодыми воспитателями и т. д. Опыт работы показывает, что эрудированный педагог всегда пользуется авторитетом у родителей и коллег, легче находит пути к взаимопониманию.
Творческий подход к работе крайне необходим, но это не значит, что воспитатель может не считаться с требованиями программы. Программные задачи должны выполняться. Однако рекомендуемую методику корректирую, использую в своей работе дополнительную литературу, поскольку каждый ребенок, каждая группа индивидуальна.
Без сомнения, личность воспитателя играет огромную роль в процессе образования. На современном этапе развития ДОУ требования к воспитателю очень высокие. Он постоянно должен развивать свой творческий потенциал, приумножать его. Он востребован. Тем не менее, в последнее время, авторитет воспитателя значительно упал. И причиной тому, я считаю, ряд проблем, существующих в системе дошкольного образования:
Во – первых, «нищенская» зарплата воспитателя, которая ставит его в унизительное положение «жить от зарплаты до зарплаты», не позволяя себе и своей семье ничего «лишнего». В наше время, время рыночных отношений, в процветающих государственных и негосударственных учреждениях тех. персонал получает более высокую зарплату, чем воспитатель с высшим образованием и огромным стажем работы. Считаю, что достойная зарплата была бы хорошим стимулом для всех работников ДОУ.
Во – вторых, нехватка кадров в ДОУ из-за низкой зарплаты в значительной мере подрывает авторитет воспитателя, т. к. на эту должность нанимаются люди, далекие от образовательного процесса. Имеется ввиду не отсутствие у них диплома, а его безответственное отношение к своей работе, нежелание работать над собой и т. д. Это не единственный случай, когда мама устраивается на работу в качестве воспитателя, чтобы устроить своего ребенка в детский сад. Выпустив ребенка из ДОУ, или же еще раньше, она просто увольняется. Как говорится, «в безрыбье и рак – рыба».
Хочется отметить и тот факт, что по той же причине молодые специалисты по окончании учебного заведения не желают работать по своей специальности. А кому, как не молодежи, не хочется жить красиво, одеваться модно и т. д.
На сегодняшний день группы в детских садах переполнены, особенно в городах республики. У педагогов нет возможности работать в полную силу, как хотелось бы. Элементарно не хватает у них времени и сил на ежедневную индивидуальную работу с каждым ребенком и т. д. Мне кажется, от переполненности группы страдают не только воспитатели, но, в первую очередь, дети. В этом случае мы, несомненно, ущемляем их права.
Неразрешенных проблем в системе дошкольного образования много. Несомненно, меня, как педагога не могут не волновать эти проблемы. Как их разрешить? Думаю, пора пересмотреть всю систему дошкольного образования. Начать с разработки механизма дифференцированного финансирования ДОУ, оснащения материально – технической базы, дать воспитателю достойную заработную плату, чтобы общение с детьми приносило ему и его воспитанникам только радость, чтобы он чувствовал себя достойным гражданином своей страны.