Светлана Кочегарова
Эссе «Роль и ценность наставничества применительно к дошкольному образованию»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе : «Роль и ценность наставничества применительно к дошкольному образованию»
«Чтобы сохранить коллектив, сохраняйте его живое ядро,
следите, чтобы всегда поколение сменялось
при наличии подготовленного поколения,
. сберегайте правила, традиции»
Антон Макаренко
Указом Президента России В. В. Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года - признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
Публикация «Эссе „Роль и ценность наставничества применительно к дошкольному образованию“» размещена в разделах
Современному миру нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы.
В последнее время отмечается тревожная ситуация – количество работающих педагогов пенсионеров растёт – это каждый третий сотрудник, а молодые специалисты, не спешат приходить на смену опытным кадрам. Для этого существует ряд причин: от большой загруженности педагога, высокой ответственности – до неудачной адаптации в коллективе, в образовательном процессе.
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Когда новый воспитатель приходит в дошкольное учреждение, важно оказать ему поддержку. На него обрушивается большое количество задач. Молодым специалистам особенно непросто с ними справиться, поскольку у них еще нет практических знаний, и не всегда есть понимание, как выстроить работу. Молодому специалисту сложно проявить свои творческие способности и под воздействием стресса он может начать сомневаться, подходит ли ему эта работа. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС ДО и ФОП, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста.
Исправить ситуацию помогает наставничество. Я согласна с высказыванием Плутарха о наставничестве : «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Задача опытных педагогов передать молодёжи – любовь к профессии, помочь повысить их профессиональную компетентность
Я считаю, что наша задача – педагогов с большим опытом и стажем работы – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения. В нашем дошкольном учреждении мы используем наставничество как одну из эффективных форм работы с начинающими специалистами.
За каждым молодым педагогом закреплён наставник, который разрабатывает персонализированную программу работы с молодым воспитателем, исходя из потребностей и личных качеств наставляемого.
Как говорит Дмитрий Эйт: «Не относись к наставнику как к Богу. В образовании нет места чудесам. Учитель лишь укажет вам дорогу. А вот пройти по ней ты можешь только сам. “
По моему мнению, наставник это - это компетентный, творческий педагог, который оказывает квалифицированную методическую помощь, обладает такими человеческими качествами, которые помогают расположить к себе молодого педагога, дают возможность раскрыться ему в профессии, личностном развитии, адаптироваться в коллективе. Наставнику, очень важно помочь своему молодому коллеге избежать ошибок, которые он совершал сам. Но, в тоже время не решать проблемы подопечного, а только направлять его, мотивировать, решать свои проблемы самостоятельно. Ведь наставник и молодой специалист являются равноправными участниками образовательного процесса. Наставник не только старается многому научить своего молодого коллегу, передает ему свои знания, умения и навыки, но и сам многому учится у него.
Самое главное принять начинающего педагога таким, каким он есть, уметь понимать его внутренний мир, отношение к детям, к работе, стараться предугадать возможные трудности в педагогическом процессе и своевременное их предупреждение, правильно разрешить сложные педагогические ситуации.
Задача наставника – быть рядом, вовремя придти на помощь, поддержать словом и делом. И тогда, полученное педагогическое образование обязательно воплотится в профессиональные умения, а программные знания помогут вместе с воспитанниками осваивать азы профессии, дарить свою любовь и доброту детям.
В своей работе педагог-наставник может использовать различные формы и методы: консультирование, семинары, практические занятия, взаимопосещение занятий, тренинги, творческие мастерские, мастер-классы наставников.
Принципы наставничества : -добровольность; -гуманность; -соблюдение прав молодого специалиста; -соблюдение прав наставника; -конфиденциальность; - ответственность; -искреннее желание помочь в преодолении трудностей; -взаимопонимание; -способность видеть личность.
Чтобы работа на каждом этапе была эффективной, важно вести работу с молодыми воспитателями по определенным правилам.
Мотивация
Наставничество должно быть двусторонней добровольной работой. Она эффективна, только когда молодой воспитатель на самом деле хочет овладеть навыками и стать хорошим специалистом. А наставник искренне желает передать свои знания и навыки новичку. Если один из них действует без внутренней мотивации, по принуждению или по вынужденным обстоятельствам, результата не будет.
Сотрудничество
Наставничество основано на взаимном уважении и доверии. Иногда наставники воспринимают эту форму работы как возможность возвыситься и подчинить неопытного воспитателя. Такое отношение быстро “отпугнет” новичка. Наставнику следует создать доброжелательную атмосферу и общаться с воспитателем на равных.
Системность
Развитие и поддержка молодого специалиста должны быть непрерывными. Одноразовые действия не дают должного результата.
Результат наставничества можно считать удачным, если у воспитателя сформировался положительный опыт работы в детском саду, и появилась мотивация продолжать работу именно в этом учреждении. Он овладел необходимыми навыками и выработал собственную систему работы. Воспитатель начал самостоятельно выполнять всю работу, и результаты этой работы удовлетворяют руководство и родителей воспитанников.
«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета»
Так считал К. Д. Ушинский и с ним трудно не согласиться.
Желание помочь, проявить терпение, внимание – вот главные качества, которыми должен обладать педагог – наставник.
Ценность наставничества в дошкольном образовании трудно переоценить, так как молодой педагог получает: быструю адаптацию в должности, развивает свои профессиональные навыки, получает толчок к активной деятельности и саморазвитию.
Образовательная организация получает: стабильного нового, молодого сотрудника. Повышается профессиональный рост членов коллектива, создаётся благоприятная среда для саморазвития коллектива. Улучшается морально – психологический климат внутри коллектива, он становится сплоченным и стабильным.
Своё эссе хотелось бы закончить стихотворением о наставниках.
Наставник – это слово неспроста возникло в нашем словаре.
Когда вокруг тревога, темнота кто, как не он, покажет путь тебе?
Их роль порой совсем не ценим мы, советы принимаем за контроль,
А через годы, обернувшись вдруг, мы понимаем их святую роль.
Они порой бывают как свеча….От их тепла светло всегда вокруг,
Согреют, не унизя, не крича, но словом метким предостерегут.
Они нас понимают, ведь они как мы, когда-то тоже первый раз
Открыли двери в группу с детворой или вступили в школу, в новый класс.
Как мы боялись что-то не суметь, не справиться, не выдержать, устать…
Как хорошо, что всё же они есть, дай бог им сил нас дальше наставлять!
(О. Кубрак)