Лидия Ивановна Баранова
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов
Почти все малыши испытывают трудности при поступлении в детский сад. Сроки адаптации для разных детей различны: некоторым достаточно двух – трех дней, а другим требуется несколько месяцев для того, чтобы привыкнуть к новой обстановке, войти в новую социальную среду.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению» размещена в разделах
Чтобы облегчить адаптационный процесс, педагогу-психологу и воспитателям необходимо:
1. Создать для малышей особый психологический комфортный климат в группе, правильно организовать деятельность, направленную на формирование позитивных эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый» и «ребёнок – ребёнок» с учётом следующих возрастных психологических особенностей детей раннего возраста 2-3 лет (показатели и характеристика):
Ведущая потребность Потребность в любви, заботе.
Ведущая функция Восприятие
Игровая деятельность Индивидуальная с игрушками (предметная деятельность, игровое действие; партнерская со взрослыми.
Отношение со взрослыми Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. Ребенку важен характер совместной деятельности со взрослым. Взрослый интересен ребенку как человек, который раскрывает логику и способы употребления предметов, окружающих его.
Отношения со сверстниками Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен. Закладываются основы успешного общения со сверстниками, инициативность, чувство доверия к сверстнику
Эмоции Восприимчивость к эмоциональным состояниям окружающих, «эффект заражения». Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.
Способ познания Предметно-манипулятивная деятельность, метод проб и ошибок.
Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения.
Восприятие Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
Внимание Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета.
Память Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация, преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.
Мышление Наглядно-действенное: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Воображение Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа).
Условия успешности Разнообразие окружающей среды; физический комфорт.
Новообразования возраста Самопознание и самосознание, положительная самооценка, первые целостные формы поведения в виде результативных действий. Ребёнок определяет себя как субъект собственных действий («Я сам»). Важна психологическая потребность в самостоятельности. усвоение элементарных норм опрятности и поведения в коллективе.
2. В первый месяц нахождения детей в группе педагог-психолог включается в режимные моменты вместе с воспитателем, организует предметную деятельность, учит детей общаться в ходе игр и занятий, проводит индивидуальную работу с детьми, которые проявляют гиперактивность, раздражительность, негативизм, стеснительность и т. д.
3. Профессионально подобрать программно-методическое обеспечение психологической работы с детьми по снижению напряженности и по развитию коммуникативных умений. В работе с детьми реализуем учебную программу психологического сопровождения детей в период адаптации И. А. Пазухиной «Вместе весело играть», которая способствует:
- снижению у детей тревожных переживаний;
- оптимизации самооценки ребенка;
- обучению положительно относиться к детскому саду, взрослым-педагогам и сверстникам;
- формированию коммуникативных навыков и развитию игровых мотивов;
- развитию положительных качеств личности (доброты, сочувствия, оптимизма, аккуратности, самостоятельности, дружелюбия и др.);
- снижению импульсивности, негативизма, агрессивности и др. ;
- формированию речи как средства общения.
Такая организация целенаправленной психолого-педагогической работы позволяет улучшить процесс адаптации, снизить напряженность периода привыкания к детскому саду.
Наши воспитанники.
Спасибо за внимание!