Получи документы

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ

Ирина Кокорина
Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ

Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н.

На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребёнка. Многие основные свойства и качества личности формируются в период дошкольного детства. За последние 8 лет количество дошкольников, посещающих ДОУ, увеличилось. Согласно данным федерального статистического наблюдения, полученным Федеральной службой государственной статистики (Росстат) в 2015 году, охват детей в возрасте 4 - 6 лет дошкольными образовательными учреждениями, составил 90,9%, от численности детей в возрасте 4-6 лет. Также в настоящее время увеличилось и количество тревожных детей дошкольного возраста, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Одновременно наблюдается тенденция к снижению возраста тревожности. Так, по данным отечественного психоневролога Т. Н. Осипенко, высокий уровень тревожности выявляется уже в 5-летнем возрасте у 33% детей, что осложняет процесс успешного развития. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ» размещена в разделах

Исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем среднего дошкольного возраста, трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей, проблемы адаптации, успешности образовательной деятельности и др. В связи с этим задача оказания психолого-педагогической поддержки тревожному ребенку, является актуальной и практически значимой.

Исследования проводились мной в 2017 году, на базе МБДОУ. В исследовании принимали участие дети дошкольного среднего возраста, в количестве 22 человек.

Объект исследования - тревожность детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение тревожных детей среднего дошкольного возраста.

Цель исследования - разработка коррекционной программы в рамках психолого-педагогического сопровождения по снятию тревожности у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу.

2. Раскрыть особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста.

3. Провести психолого-педагогическую диагностику по выявлению уровня тревожности детей среднего дошкольного возраста.

4. Разработать коррекционную программу в рамках психолого-педагогического сопровождения, направленную на снижение уровня тревожности дошкольников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что изучен уровень тревожности ребёнка среднего дошкольного возраста, разработана коррекционная программа, направленная на снижение уровня тревожности детей среднего дошкольного возраста. Материалы исследования могут быть использованы для практического применения в работе психологов, педагогов-психологов, социальных педагогов в ДОУ.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, тестирование, констатирующий эксперимент, качественный и количественный анализ полученных данных.

В работе использованы следующие психодиагностические методики:

1. Изучение уровня тревожности у детей дошкольного возраста (мето-дика Р. Сирса);

2. Методика «Паровозик» (С. В. Велиева);

3. Проективный тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки);

4. Методика самооценки «Лесенка» (В. Г. Щур);

5. Опросник для родителей «Шкала тревожности у дошкольников» (С. Спенс, Р. Рапе).

Хочу немного рассказать о методиках, которые были подобраны мной для диагностики детей.

1. Методика Р. Сирса. Предназначена для определения уровня тревожности у дошкольников и младших школьников. Воспитатель проводит наблюдения за детьми во время непосредственной образовательной, совместной и самостоятельной деятельности, во время игр и прогулок. На основании наблюдений заполняется бланк протокола, где при наличии соответствующего признака ставиться «+»

2. «Методика «Паровозик» (Велиева С. В. ) позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде (выявление тревожности у дошкольников). Направлена на определение степени позитивного психического состояния (ППС) и негативного психического состояния (НПС).

Перед ребенком в беспорядочном порядке раскладывают вагончики. Ребенка просят первым прицепить к паровозу вагончик самого красивого цвета. Затем самый красивый из оставшихся и так далее.

3. Для определения уровня тревожности дошкольников был использо-ван тест тревожности американских психологов Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Целью методики является исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Методика включает в себя 14 рисунков (наборы для мальчиков и для девочек, изображающих ребенка без лица (присутствует лишь контур головы). Дошкольнику нужно предположить - какое лицо следовало нарисовать ребенку: грустное или веселое. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ, который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14).

4. Методика «Лесенка» (В. Г. Щур) разработана для изучения самооценки дошкольника и измеряет уровень ее адекватности.

Диагностика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди. Ребенку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребёнок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят от-веты на вопрос о том, куда их поставят взрослые - папа, мама, воспитатель. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.

5. Методика «Шкала тревожности у дошкольников» (С. Спенс и Р. Рапе). Родители заполняют предложенный опросник, оценивая по шкале от 0 (нет, никогда не бывает) до 4 баллов (да, почти всегда, насколько ситуация, описанная в каждом из 28 утверждений, справедлива для их ребёнка. Полученные данные помогают понять, повышен ли уровень тревоги у ребенка. Кроме того, эта шкала может использоваться для мониторинга изменения состояния ребенка, а также выявления на ранних этапах детей с риском возникновения тревожных расстройств.

В процессе проведения психолого-педагогического исследования нами проводилось включенное наблюдение за детьми в естественных условиях, беседы с ними, а также беседы с педагогами и родителями детей, что способствовало повышению полноты и объективности информации.

Кратко опишу результаты исследования (опустив списки,таблицы и проценты).[/b]

1. Исследование по методике Р. Сирса. Можно выделить некоторые характеристики, показывающие высокий уровень тревожности у некоторых детей - это скованность, напряжение, (когда дети действуют, скрыто, чаще играют одни. В режимных моментах проявляют нетерпение, всегда хотят быть первыми, отталкивают других детей, что свидетельствует о наличии поведенческих признаков деструктивной агрессии, конфликтности. Не смотря на это, во время НОД старательны, показывают хорошие результаты. На праздниках проявляются такие симптомы как беспокойство, мышечное напряжение, потливость рук.

Другие отличаются повышенной чувствительностью, склонностью к меланхолическим проявлениям, часто плаксивы без повода. Легко пугаются, расстраивается в разных ситуациях. Проявляются черты в неустойчивости настроения. Имеется привычка грызть ногти. Эта привычка может появиться, как реакция на негативные эмоции, таким образом, ребенок старается от них отвлекаться. Как правило, грызут ногти дети с заниженной самооценкой, испытывающие чувство вины, не уверенные в себе и имеющие проблемы в общении со сверстниками.

Также можно отнести несамостоятельность, неуверенность, пассивность в непосредственно образовательной деятельности, а также режимных моментах. В свободной деятельности иногда стремятся к разрушению (ломают постройки у детей, разбрасывают игрушки). Имеют место ухода в себя. Неохотно переключаются с одной деятельности на другую.

Ещё такие характеристики, как длительная и тяжелая адаптация к ДОУ. Боязнь посторонних, незнакомых людей. Такие дети с трудом включаются в работу, и часто нуждаются в поддержке и помощи.

2. В результате диагностики по методике «Паровозик». Высокий уровень негативного психического состояния выявлен, если баллы составляют от 10 и выше. Самыми приятными и красивыми цветами на взгляд этих детей, оказываются: коричневый, серый, черный, фиолетовый, которые символизируют негативные тенденции. К ним относятся тревожность, стресс, страх, огорчение. Диагностика детей проводилась дважды для большей объективности, но выбор такой цветовой гаммы повторялся. Что указывает на преобладание негативного психического состояния, несмотря на привычную социальную среду, хорошо знакомый коллектив, в котором дети уже давно находятся.

3. Исследование по Методике «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Анализируя ответы детей, можно предположить, что ситуации, где девочка одна, являются для некоторых стрессовыми, т. к. вызывают у них отрицательные эмоции, а возможно даже страх. А страх - основа формирования тревожности. Страх оставаться одному, страх наказания и т. д.

У других, характер эмоционального опыта в ситуации ребенок-ребенок в обоих случаях оказывается негативным, что указывает на определенные нарушения в системе взаимодействия со сверстниками и другими детьми. Как показывает анализ детских ответов, основным стрессовым фактором является агрессия со стороны других детей.

4. Для исследования по методике «Лесенка» (В. Г. Щур) Результаты исследования показали, что у наибольшего числа ребят самооценка адекватно завышена, что является нормой для данного возраста. У единиц детей самооценка оказалась занижена (ставят себя на самую низкую ступеньку). Дети отказались объяснить свой выбор - это сигнал о неблагополучии детей, о негативном отношении к себе, неуверенности.

Еще несколько детей показали неадекватно завышенную самооценку, так как, не раздумывая, ставят себя на самую высокую ступеньку; считают, что мама и папа оценивают их также, (и все окружающие, ответили просто: «Потому что Я самый хороший», «Я лучше всех». Другие ответы: Я хороший, или хорошая и папа так говорит всё время». Из опроса родителей можно сделать вывод, что ребёнок постоянно нуждается в поддержке, одобрении, прослеживается тревожность, беспокойство.

Высокая оценка окружающих и основанная на ней самооценка вполне устраивают ребенка. Столкновения же с трудностями и новыми требованиями обнаруживает его несостоятельность. В результате при любых трудностях у такого ребенка будет автоматически проявляться личностная тревожность.

Многие психологи не выделяют неадекватно завышенную самооценку как таковую, а используют данное название только для описания данных личностных проявлений и относят ее к форме заниженной самооценки. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность: психическое перенапряжение, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.

Можно сделать вывод, что детям с неадекватной самооценкой часто сложно социализироваться, устанавливать контакты со сверстниками, т. к. требования к другим детям у них завышенные.

С детьми с повышенным уровнем тревожности должна быть проведена коррекционная работа разного характера: это и формирование позитивной, адекватной самооценки, самоуважения и доверия к себе, принятие себя, создание положительного эмоционального фона, налаживание взаимоотношений со сверстниками.

5. По результатам опросника для родителей выявлено несколько детей с повышенным уровнем тревожности.

Характеристики, которые совпадали с положительными ответами родителей в опроснике, и процентность была выше нормы, указывали на наличие генерализованной тревоги и на наличие некоторых признаков обсессивно компульсивного расстройства (ОКР).

Генерализованная тревога - психоэмоциональное нарушение, которое проявляется в постоянном волнении, раздражительности, также имеет место чувство напряжённости. Обусловлено какой-то вещью, или конкретной ситуацией. Генерализованная тревога рассеивается, оставляя после себя чувство опасения, или беспокойство (мышечное напряжение).

Обсессивно компульсивное расстройство (ОКР) - это ментальное расстройство, отражающееся на качестве жизни человека. Специалисты относят его к неврозам навязчивых состояний, как и фобии. Если последние включают в себя только обсессии, то к ОКР добавляются компульсии. Ребенок несколько раз проверяет, правильно ли он что-либо сделал, например, закрыл дверь, выключил кран, моет руки по многу раз; стремится делать что-либо точно в нужном порядке. К компульсиям относят повторяющиеся движения (ритуальное поведение, которое, повторяется в течение длительного времени и имеют постоянный характер, а это уже сигнал для педагогов, психолога и родителей. Иногда синдром сопровождается понижением самооценки. Снижение самооценки происходит по причине осознания происходящих перемен и невозможности с ними бороться. Наличие этих признаков сопровождается плохим настроением, угрюмостью, повышенной плаксивостью. Точная диагностика под силу только специалисту, имеющему соответствующую квалификацию и опыт работы в этой сфере.

Таким образом, в результате проведённого диагностического исследования были выявлены пять детей с повышенным уровнем тревожности.

В итоге, можно сделать вывод, что эти дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, поддержке и работе по снижению тревожности.

Нами была разработана программа по коррекции уровня тревожности детей среднего дошкольного возраста. Психолого-педагогическая коррекционная работа в рамках данной программы, проводится по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами и составлена на основе реализующих задач в дошкольном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.

Я буду рада, если педагогам будет полезна и интересна моя работа в данном направлении.

Список использованных источников (не полный).

1. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования: учеб. пособие для студ. высшего спец. уч. заведения. М., ТЦ «Сфера», 2007.

2 Велиева, С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб. : Речь.

3. Веракса, А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. Издательство Мозаика -Синтез. - Москва, 2016. –стр. 123.

4. Головей, Л. А., Рыбалко, Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб. : Речь, 2003.

5. М. Шевченко. Реальная психология Психологические цветовые и ри-суночные тесты для взрослых и детей. Москва, АСТ. Кладезь 2015г.

Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня «Психолого – педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обусловленного стёртой дизартрией на занятиях.

Проект «Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» Актуальность проблемы: Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья В последние годы в России, как на государственном уровне, так и в общественном сознании, происходят положительные изменения в отношении.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Психолого -педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Коршикова Елена Григорьевна г. Санкт.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающей направленности .

Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях современной ДОО Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость организации психолого – педагогического сопровождения детей,.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении .

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.

Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ
Опубликовано: 3 ноября 2018 в 17:23
+194Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 59.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД