Анастасия Гришина
Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности у детей 6–8 лет в условиях художественно-творческого процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности
у детей 6-8 лет в условиях художественно-творческого процесса.
(Мастерская «художественного творчества»
"Символ года - Тигрёнок")
I. Пояснительная записка. Актуальность. Каждый ребенок умен и талантлив по-своему. Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ребенок не развивался ниже своих возможностей. (В. А. Сухомлинский) Старший дошкольный возраст это период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов психике. И уже в этом возрасте можно и нужно выявить одарённость, для дальнейшего её развития. Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может обнаружиться одаренность к музыке, затем – к рисованию. Одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. Одаренность ребенка, как и его отдельные способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки – только одно из условий; в огромной степени развитие одаренных детей зависит от окружающей среды и усилий и желания взрослых. Согласно ФГОС ДО одна из главных задач дошкольного образования: «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром» Лепка не только развивают воображение, но и, развивает мелкую моторику кисти рук, стимулируется речевое развитие детей, их творческое развитие, что помогает им в игровой ситуации усвоить познакомиться с основными сведениями об окружающем мире. Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или другой предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, у них развиваются руки, пальцы, а это в свою очередь способствует развитию речи. Работа эта даёт простор детской фантазии. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. В процессе творческой деятельности дети учатся также общаться друг с другом, наполнять свой досуг интересными событиями, стремиться к саморазвитию. Воспитанники ДОУ проявляют одаренность в художественном декоративно-прикладном творчестве.
Публикация «Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности у детей 6–8 лет в условиях художественно-творческого процесса» размещена в разделах
Целью разработанной модели является : Создание условий для выявления одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-творческого процесса.
Задачи модели :
1. Повышение профессиональной компетентности в области в области
выявления одаренности детей 6 - 8 лет.
2. Создать специальную развивающую творческую среду, способствующую выявлению одарённых детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала; 3. Выявить детей с предпосылками одаренности при проведение диагностики одаренности детей с использованием методик: а) Определение уровня проявления способностей ребёнка (Сизанов А. Н.). б) Тест креативности Вильямса. в) Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А. А. Лосевой. г) Методика «Искусство+» (Л. Ю. Калинина, Д. В. Иванов) 4. Обеспечить работу с детьми, направленную на проявление одарённости и развития творческого и интеллектуального потенциала.
Конструкция модели :
1) Теоретико-методологический блок
Концепции одарённости : ДОУ, не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем. При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Формы одарённости : 1) Интеллектуальная одаренность, подразумевающая особо высокий уровень развития сенсорной чувствительности, мышления и памяти, который обеспечивает успешность в решении умственных задач. 2) Креативность – склонность к нестандартным решениям, гибкость в мышлении, независимость в суждениях. 3) Талант академических достижений, который выражается в быстром и успешном освоении чтения, математических основ, природных закономерностей. 4) Художественный талант, который может проявляться в любой из областей искусства 5) Исключительные двигательные способности – отличное владение своим телом с точки зрения зрительно-двигательной координации, быстрый бег, выраженная прыгучесть, выносливость при физической нагрузке. 6) Коммуникативный талант, который проявляется в очевидном лидерстве ребенка в общении со сверстниками или легкости и естественности в общении, в умении быть партнером. Психолого-педагогические ориентиры (возрастные особенности детей 6-8 лет) : Старший дошкольный возраст играет очень важную роль в формировании будущей личности. Ребёнком движет потребность быть лидером и быть признанным сверстниками, стремление быть первым, лучшим и в то же время действовать по правилам, в соответствии с нравственно-этическими нормами. В возрасте 6–7(8) лет ребёнок может управлять своими эмоциями с помощью слов. Возрастает потребность в уважении и признании взрослого. Появляется высшая форма общения со взрослым – внеситуативноличностная. Ребёнок уже может задавать вопросы и интересоваться не только тем, что происходит в данную минуту, но и более общими вещами. Для него важными становятся детали жизни каждого конкретного человека, его опыт, знания. Теперь для него интересны особенности взаимодействия взрослых.
Общение старших дошкольников очень эмоционально. При взаимодействии со взрослыми значительная часть детских высказываний имеет оценочный характер. В этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, закладывается основа произвольного поведения, что является одним из главных новообразований старшего дошкольного возраста.
Содержательно-технологический блок: 1. Этапы работы по реализации модели (выявления одаренных детей) : а) сбор информации; б) этап оценочно - коррекционный (уточнение, конкретизация полученной информации); в) этап самостоятельной оценки; г) этап заключительного отбора (построение прогноза развития). 2. Используемые диагностические методики а) Определение уровня проявления способностей ребёнка (Сизанов А. Н.). б) Тест креативности Вильямса. в) Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А. А. Лосевой. г) Методика «Искусство+» (Л. Ю. Калинина, Д. В. Иванов) Результативно-оценочный блок Главными формами одарённости в моей модели являютя : 1) Интеллектуальная одаренность; 2) Креативность; 4) Художественный талант; 6) Коммуникативный талант. Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, в актерской деятельности и др. Надо обеспечить работу с ребёнком, направленную на проявление одарённости и развития творческого и интеллектуального потенциала. Формы работы: 1)НОД; 2) продуктивная деятельность; 3) театрализация, праздники; 4) проекты; 5) конкурсы; 6) участие в олимпиадах для дошкольников.
II. Планируемые результаты модели :
- Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности. - Формирование банка технологий и программ ранней диагностики одаренных детей.
III. Средства оценивания результатов модели. Диагностический инструментарий по выявлению одаренности у детей 6-8 лет включает : 1) Определение уровня проявления способностей ребёнка (Сизанов А. Н.). Анкета для родителей. С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет». 2) Тест креативности Вильямса. Тест Вильямса предназначен для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет и оценивает как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики. Тест состоит из трех частей: • тест дивергентного (творческого) мышления; • тест личных творческих характеристик (опросник для детей) • шкала Вильямса (опросник для родителей и педагогов). 3) Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А. А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. 4) Методика «Искусство+» (Л. Ю. Калинина, Д,В. Иванов) Основана на "Арт - композиции". Включает тест из творческие заданий субтестов, диагностическую карту, матрицу одаренности. Направлена на выявление ранней одарённости у детей в интегрированных предметных областях "музыка и математика", "изобразительного искусства и спорта", "музыке, русском языке, иностранном языке".
IV. Материально-техническое обеспечение модели.
Обогащенная образовательная среда включает:
- мячи, скакалки, обручи, кегли, гимнастические палки;
- металлофон, бубен, маракасы, деревянные ложки, дудочка, треугольник, барабан, свистулька "птичка", колокольчик;
- цифры и буквы, выполненные из картона, пластика; заголовки из газет и журналов; книги; проигрыватель с дисками с аудиозаписью сказок, детский песен и мелодий и звуками природы.
- карандаши, фломастеры, цветную и белую бумагу, цветной и белый картон, пластилин, тесто и глина для лепки, краски гуашь и акварель, различные виды конструктора;
- ноутбук;
- распечатки с опросником.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностическая карта методики «Искусство+»
Шифр обучающегося 112
Возраст (6 лет)
Образовательный модуль Мастерская художественного творчеств
Форма занятия (подчеркнуть) : а) групповое; б) индивидуальное
Первый субтест – «Мелодия чисел».
Уровень проявления музыкальной одаренности (от 0 до 3 баллов) 2
Уровень проявления математической одаренности (от 0 до 3 баллов) 2
«Дуовекторная» музыкально-математическая одаренность 2
Проявилась обоснованность выбора материала для творческой деятельности замыслом ребенка (подчеркнуть) : да, нет
Создан художественный образ, содержание которого совпадает с названием арт-композиции, понятно педагогу и другим детям (подчеркнуть) : да, нет.
Второй субтест – «Живой орнамент».
Уровень проявления одаренности :
– в области изобразительного искусства (от 0 до 3 баллов) 3
– спортивной (от 0 до 3 баллов) 3
Дуовекторная одаренность. (от 0 до 3 баллов) 3
Проявилась обоснованность выбора материала замыслом ребенка (подчеркнуть) : да, нет
Создан художественный образ, содержание которого, совпадающее с названием арт-композиции, понятно педагогу и другим детям (подчеркнуть) : да, нет
Третий субтест – «Сигналы с другой планеты».
Уровень проявления музыкальной одаренности (от 0 до 3 баллов) 2
Уровень проявления лингвистической одаренности (от 0 до 3 баллов) 1
Уровень проявления «дуовекторной» музыкально-лингвистической одаренности (от 0 до 3 баллов) 2
Проявилась обоснованность выбора материала замыслом ребенка (подчеркнуть) : да, нет
Создан художественный образ, содержание которого, совпадающее с названием арт-композиции, понятно педагогу и другим детям (подчеркнуть) : да, нет
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Наличие у ребенка достижений (количество дипломов, грамот, побед на соревнованиях разного уровня) :
в музыке
__3___
в математике __1___
в изобразительном искусстве __14___
в спорте
__1___
в изучении русского и иностранных языков _0___