Папки-передвижки

Эстетическое воспитание. Труды В. А. Сухомлинского и наше время. Из опыта работы 1 часть

Ольга Кириленко
Эстетическое воспитание. Труды В. А. Сухомлинского и наше время. Из опыта работы 1 часть

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» четко определена главная цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.

Публикация «Эстетическое воспитание, Труды В, А, Сухомлинского и наше время, Из опыта работы 1 часть» размещена в разделах

Я считаю, что в настоящее время процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением как отечественной, так и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Всестороннее развитие маленького человека невозможно без развития творческих способностей. В психологии и педагогике специфика и пути развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности изучались такими известными людьми как Н. А. Ветлугина, Р. Г. Казакова, Л. В. Компанцева, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов, Г. В. Урадовских, Е. А. Флёрина и др. Они отмечали, что художественно-эстетическая деятельность в силу своей эмоциональности, образной насыщенности воздействует особенно эффективно на развитие личности.

Именно поэтому, одним из актуальных направлений модернизации системы образования, как мы видим в принятых в 2013г. ФГОС ДО, считается художественно-эстетическое развитие и воспитание детей, как одно из основных средств духовно-нравственного и культурного развития личности. В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах ДО также говорится о том, что искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни детей - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей.

Художественно-эстетическое развитие включает в себя:

развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства – художественной литературы и фольклора, музыки, живописи;

формирование элементарных представлений и знаний о видах искусства;

воспитания умения сопереживания героям художественных и музыкальных произведений

умение реализовать самостоятельный творческий замысел в изобразительной, конструктивной, музыкальной деятельности

воспитание эстетического отношения к окружающему миру.

Художественно-эстетическая деятельность – это специфическая для детей деятельность, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть свои способности, возможности, увидеть продукт своей деятельности - рисунки, поделки. В этой деятельности он может реализовать себя как творческая личность. Таким образом, в соответствии со ФГОС ДО, каждый педагог чётко может определить стоящие перед дошкольным образованием, и перед каждым педагогом лично, задачи о развитии творческих задатков, талантов (а ведь каждый ребенок - оригинал) в детях, впоследствии, так необходимого в жизни.

Мне хочется остановиться на творческом наследии великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, который еще в XX веке увидел и отметил значимость эстетического воспитания для всестороннего, гармоничного развития детей.

«Мир спасет красота»,- писал известный русский писатель Федор Михайлович Достоевский. И сегодня, в наше жестокое время, многим людям не хватает умения видеть красоту в повседневной жизни, создавать ее самим, чувствовать прекрасное и воспитывать эти умения в своих детях. Для нас, педагогов, решение этой проблемы стоит на первом месте. Ведь от того, как педагог смотрит на жизнь, искусство, природу зависит, как будут смотреть на все это его дети, воспитанники. Перед нами очень остро стоит задача заметить и развить у детей не только умение видеть и ценить прекрасное, но и систематически развивать и совершенствовать творческие, изобразительные способности детей.

Выдающиеся педагоги прошлого века В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий рассматривали эстетическое воспитание в единстве с нравственным, трудовым и физическим развитием. «Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства», - писал В. А. Сухомлинский. /Сухомлинский В. А. «Избранные произведения в 5-ти томах», Киев, 1980г., т. 4, с. 387./ Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира, в красоте человеческих отношений духовное благородство, доброту, сердечность и на этой основе утверждать прекрасное в самом себе. Одним из важнейших условий решения этой задачи является глубокое интеллектуальное развитие человека. Поверхностные знания и окостенение мысли и фантазии – первый враг эстетического воспитания. Вместе с тем, объем и глубина знаний, усвоенных в детские годы, еще не говорят об эстетической культуре и воспитанности : есть люди, усвоившие массу знаний, но невежды в мире прекрасного…

«Восприятие, осмысливание красоты – это основа, стержень эстетического образования, сердцевина этой эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному». Надо сказать, что эстетическое воспитание занимает в системе учебно-воспитательной работы особое место. Оно имеет многогранные связи со всеми сферами духовной жизни личности ребенка и всего детского коллектива. Именно поэтому весь наш педагогический коллектив стремится к тому, чтобы через все сферы духовной жизни ребенка – умственный и физический труд, творческие отношения, дружбу, любовь – проходила красной нитью мысль: красоту надо ценить и беречь, красоты возвышает меня…

Очень многое зависит в жизни ребенка от того, как он сможет увидеть прекрасное, кто ему это покажет, объяснит и научит. Но и эта сторона общего развития зависит от множества факторов, условий и предпосылок. Интеллектуальное и эстетическое развитие начинается с рождения ребенка и успешно продолжается в детском саду. Даже у самых маленьких детей, в младших группах детского сада, есть возможность наблюдать прекрасное вокруг себя в эстетически оформленной приемной, групповой комнате, на участке для прогулки. Воспитатели стараются внести во все режимные моменты элементы красивого, интересного и познавательного. Например, со вкусом подобранные обои, занавеси в спальнях и групповых помещениях, передовые дизайнерские находки в оформлении приемной, физкультурного зала, лестничных переходов, галереи. Особым вниманием хочется отметить работу музыкальных руководителей при оформлении музыкальных залов к утренникам и праздникам, проводимых в нашем детском саду. Красивые драпировки, неожиданные цветочно-декоративные композиции создают красоту и уют и доставляют эстетическое удовольствие не только нашим воспитанникам, но и родителям, и гостям праздников. С первых дней пребывания ребенка в детском саду, мы стараемся научить его видеть, воспринимать, чувствовать, понимать красоту окружающего мира – природы и общечеловеческих отношений.

«Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, - увидел и изумился, и начал создавать новую красоту», - так прекрасно и вдохновенно написал В. А. Сухомлинский. Вот именно поэтому, для того, чтобы так видеть окружающую нас красоту природы, в каждом ребенке нужно /опять же, по словам В. А. Сухомлинского/ «нянчить еще одно очень чуткое, своенравное дитя – эстетическое чутье ребенка». /т. 1, с. 189/. Важно разглядеть в ребенке способности, развивать их, учить воспринимать тончайшие нравственные оттенки того, что узнается, познается и исследуется. Надо научиться чувствовать эстетические переживания другого человека через слова, образы, музыку, изобразительное искусство. Для воспитания чрезвычайно важно суметь показать детям прекрасное в обычной, нашей будничной жизни. По словам В. А. Сухомлинского «найти уголки красоты и мгновения красоты, которые ребенок должен увидеть, почувствовать, понять, запечатлеть навсегда в своем сердце».

Познание детьми красоты невозможно без яркого, эмоционального слова педагога. Но слово о красоте оказывает эстетическое воздействие на ребенка только тогда, когда он увидит эту красоту своими глазами. Созерцание и слушание, переживание увиденного и услышанного, любование произведениями изобразительного искусства – это как открытое окно в мир красоты. Каждому педагогу и родителям надо стремиться научить ребенка видеть, чувствовать прекрасное, и умению на всю жизнь сохранить эту способность к восхищению красотой.

Эстетическое воспитание дошкольников – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, способного жить и творить по «законам красоты».

Таким образом, вся система эстетического воспитания должна обеспечить целостное эстетическое развитие ребенка, что связано с решением таких задач:

• Обогатить личность ребенка художественно-эстетической культурой, пониманием произведений искусства;

• Обучить начальным, самым общим, навыкам самостоятельной деятельности в искусстве;

Развить с помощью занятий по изодеятельности и музыке природные силы и психические свойства личности: музыкальный слух, художественную зоркость, творческое воображение, оригинальное мышление;

Воспитывать эстетические чувства.

• Сформировать устойчивое эстетическое сознание.

Публикации по теме:

ФГОС как совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Задание 1. Выберите (выделите цветом или жирным шрифтом) правильные ответы: 1. ФГОС дошкольного образования — это: а) совокупность обязательных.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эстетическое воспитание. Труды В. А. Сухомлинского и наше время. Из опыта работы 1 часть
Опубликовано: 24 января 2015 в 20:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД