Эстетическое воспитание в детском саду и семье

Татьяна Коркина
Эстетическое воспитание в детском саду и семье

1. Эстетическое воспитание в детском саду и семье.

2. Фридрих Шиллер, писал Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически”

Дети в самом раннем возрасте замечают красоту, окружающую их. Они слышат музыку и получают от неё наслаждение, им нравятся стихи и песенки, красивые картинки, явления природы. Сталкиваясь с красотой, ребятишки сами стремятся создать что-то своё — вылепить фигурку из пластилина, придумать песенку, станцевать танец. Встреча с прекрасным всегда побуждает к творчеству и развитию, настраивает на позитивное восприятие мира. Вот поэтому так важно

3. эстетическое воспитание — систематическое воздействие на малыша с целью воспитания способности видеть прекрасное и самому создавать его.

4. Эстетически воспитывать кроху нужно начинать с рождения: это простимулирует развитие творческих способностей, привьёт хороший эстетический вкус, выработает потребность в общении с искусством.

5. В основе эстетического воспитания лежат такие принципы:

Принцип взаимодействия. Художественно-эстетическое воспитание ежедневно присутствует в жизни ребёнка (в общении с людьми и природой, знакомстве с образцами искусства, самостоятельном творчестве, быту и труде). Важно учить ребёнка стремиться в любом действии до эстетического совершенства.

Комплексный подход. Хороших результатов в воспитании можно добиться, соединяя разные виды искусства и предлагая ребёнку виды творческой деятельности, основанные на межпредметных связях.

Связь эстетическо-художественной деятельности с жизнью. Такое подход формирует адекватное отношение дошкольника к действительности и учит видеть красоту во всех проявлениях.

Единство эстетического и общего развития детей. Правильно организовывая эстетическое воспитание, у ребёнка гармонично будут развиваться все познавательные процессы, речь, эмоциональная сфера.

Самостоятельная творческая деятельность ребёнка. Эстетическое воспитание будет осуществляться самым эффективным способом, если ребёнок начнёт делать что-то творческое сам: танцевать, петь в хоре, рисовать, лепить, сочинять и т. д.

Эстетика всей жизни ребёнка. Дошкольник должен жить в красоте. Вся деятельность его и ближайшего окружения должна быть наполнена эстетикой и красотой. Это имеет особый воспитательный смысл. Малыш должен осознать, как важна аккуратность, воспитанность, вежливость, красота помещений, одежды и т. д. Всё это формирует правильное эстетическое развитие ребёнка.

Учёт возраста детей. Средства эстетического воспитания должны быть подобраны в соответствии с возрастом дошкольника. От того, насколько успешно сформируется правильное эстетическое восприятие действительности в самом раннем возрасте, зависит его становление как личности в более старшем возрасте.

Строя эстетическое воспитание на этих принципах, вы обеспечите правильный подход к воспитанию в целом.

Существует множество методов и способов эстетического воспитания дошкольников. Отметим, что все методы взаимосвязаны между собой, а с целью достижения наилучшего результата их можно сочетать и варьировать.

6. Методы различаются:

по способу передачи информации: наглядные методы (непосредственное знакомство с образцами искусства, словесные (рассказ и объяснение). Совет. Организовывая эстетическое воспитание дошкольника с помощью наглядных методов (прослушивание музыки, рассматривание картин и т. д., нужно постараться, чтобы знакомство с произведениями искусства было эмоционально выразительным, иначе первые встречи с искусством могут не произвести никакого впечатления на малыша».

по форме организации деятельности: когда воспитатель (или родитель) показывает способ действия и предлагает ребёнку повторить (выучить стихотворение, исполнить песенку).

когда ребёнку предлагают самому найти способ исполнения поставленной задачи (самому вылепить что-то, нарисовать, наклеить).

Отметим, что эстетическое воспитание дошкольников имеет отличие от эстетического воспитания школьников. Маленькие дети приобщаются к красоте и искусству с помощью зрительного восприятия, осознания важности порядка и чистоты. А школьники уже умеют выражать свои творческие способности (под руководством взрослых). Малыши учатся оценивать, а более старшие ребята могут уже создать продукт творческой деятельности, творчески подойти к оформлению пространства и т. д. Чем старше становится ребёнок — тем усложняются методы. А чередуя их и используя в комплексе, можно добиться того, что ребёнок научится видеть красоту, начнёт творчески относится к жизни и понимать прекрасное.

7. Чтобы успешно организовать эстетическое воспитание дошкольника, нужно обеспечить необходимые условия:

8. создать развивающую среду

организовать взаимодействие с природой и искусством

организовать творческую деятельность.

9. Основное отличие эстетического воспитания малышей — то, что они воспринимают действительность чувствами. Дошкольники обращают внимание на форму, цвет, звук, а красота воспринимается в единстве формы и содержания. Когда малышу что-то нравится — он переживает светлые чувства, волнение, восторг, бескорыстную радость. При этом воспитателю или родителю нужно уметь направить душевный отклик ребёнка от обычного восприятия к пониманию прекрасного, формированию своего мнения. Так можно начать формировать хороший эстетический вкус. При грамотном воспитании, дошкольник научится не только понимать прекрасное, но и видеть красоту в повседневном — в природе, быту, труде, одежде.

10. Учите ребёнка видеть красоту в повседневном

Важно знакомить малышей с лучшими образцами детской литературы, музыки, народного творчества и живописи. Так дети будут учиться узнавать и любить понятные им произведения искусства.

11. Детям дошкольного возраста по силу почти все виды творчества: они могут рисовать, вырезать, лепить, клеить, танцевать и петь, составлять рассказы и даже рифмовать. Если ребёнок проявляет интерес к музыке, движениям, изображениям, речи и ему хочется сделать что-нибудь подобное самому, — он готов к самостоятельно творческой деятельности. Поддерживая малыша, помогая ему творить, можно сформировать у ребёнка способность рождать идеи воплощать их.

12. В детском саду есть все возможности для того, чтобы прививать детям любовь к искусству:

занятия по развитию навыков изобразительной деятельности и речи

13. музыкальные занятия

14. театрализованные игры

15. тематические занятия

16. приглашение артистов театра, цирка и филармонии

17. праздники.

18. Уметь понимать искусство – вовсе не врождённое качество, а воспитанное.

Внимание!Учить малыша пониманию классической музыки, танца, театра нужно постепенно, осторожно. Иначе можно вызвать отвращение к непонятным действиям артистов»!

Чтобы дошкольник легко воспринимал классику — нужно, чтобы он слышал её с раннего детства. Подбирать нужно классику для малышей и включать её нечасто. Когда малышу исполнится 3-4 года, уже можно пытаться обсуждать услышанное, рассказывать о музыке, музыкальных инструментах.

Знакомство с живописью лучше начать с просмотра репродукций в художественных альбомах. Картины должны быть подобраны с учётом возраста малыша: изображения понятных ему сюжетов сказок, животных, сказочных персонажей.

В театр можно повести даже 1,5-годовалого малыша. В кукольных театрах всегда есть представления для самых маленьких. Спектакли идут не больше 30 минут, и ребёнок не успевает устать.

Музеи лучше посещать с 4-5 лет. Лучше, если это будут детские тематические музеи или выставки. В детскую филармонию и на балет лучше начать ходить с 5 лет, выбирая детские представления и концерты.

Перед посещением театра или музея объясните ребёнку, что вы идёте в важное место, и как следует себя там вести. Покормите ребёнка перед походом в музей или театр, чтобы чувство голода не отвлекало малыша от интересного. Позаботьтесь о том, чтобы дорога к «обители муз» не была долгой и утомительной, оденьте малыша красиво – пусть он почувствует важность события. Обязательно расспросите кроху о его впечатлениях от увиденного и услышанного. Спросите, хотел бы он ещё раз увидеть нечто интересное. Если малыш не восторге – сделайте паузу и попробуйте снова организовать культурный досуг через какое-то время.

19. Эстетическое воспитание в семье

Эстетическое воспитание в семье происходит с помощью включения в систему воспитания средств искусства.

20. Советы родителям по эстетическому воспитанию:

Знакомьте кроху с музыкой и поэзией как можно раньше.

Упражняйтесь с ребёнком в лепке, рисовании, пении.

Ограничьте бессистемное прослушивание ребёнком радио и просмотр телевизора.

21. Выбирайте для просмотра лучшие образцы детских сказок и мультфильмов, а для прослушивания – хорошую детскую или классическую музыку. Помогайте осмысливать увиденное и услышанное.

Читайте ребёнку лучшее из детской литературы, учите его самого читать выразительно.

Осуществляя эстетическое воспитание дошкольника, формируя его хороший эстетический вкус, вы закладываете основы будущего духовного богатства человека.

22. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями — первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. (Сухомлинский).

23. Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду Я работаю над темой: «Девочки и мальчики 3 – 4 лет в семье и детском саду». Эта тема относится к разделу по гендерному воспитанию. Проблема.

«Условия сохранения психологического здоровья детей в детском саду и семье». Доклад на педсовете педагога-психолога «Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его.

Духовно-нравственное воспитание в семье и детском саду Родительское собрание на тему «Духовно - нравственное воспитание в семье и детском саду» воспитателя муниципального бюджетного дошкольного.

Форум «Большая перемена» по здоровьесбережению детей в семье и детском садуФорум «Большая перемена» по здоровьесбережению детей в семье и детском саду "Гениальность на кончиках пальцев" Добрый день, уважаемые родители. Мы рады приветствовать Вас на нашем мероприятии по здоровьесбережению.

Фотовыставка в детском саду №71 города Петрозаводска «Музыка в семье»Фотовыставка в детском саду №71 города Петрозаводска «Музыка в семье» Родители сегодня находятся в тесном контакте с педагогами по вопросам музыкального воспитания. В соответствии с требованиями ФГОС, родители.

Консультация для родителей «Культура гигиены в детском саду и семье» Сначала важно поинтересоваться у родителей что такое "культура", "гигиена", "здоровье", на что направлено воспитание культурно-гигиенических.

Общее родительское собрание «Духовно-нравственное развитие ребенка в детском саду и семье» «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно.

Патриотическое воспитание в детском садуПатриотическое воспитание в детском саду Кадеты в гостях у дошкольников. У патриотизма многоженство разнообразных и неоднозначных трактовок, но самая распространенное определение.

Педсовет «Оптимизация процесса здоровьесбережения и здоровьесохранения дошкольников и педагогов в детском саду и семье» Педсовет № 3 МБДОУ детский сад № 35 города Крымска Крымский район старший воспитатель Л. С. Яковенко                Тема: «Оптимизация процесса.

Эстетическое воспитание дошкольника в семье В становлении личности человека, его развитии велико влияние искусства. В книге педагога из г. Душанбе Ю. Н. Хижняк «Как прекрасен этот мир».

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Эстетическое воспитание в детском саду и семье
Опубликовано: 1 мая 2017 в 23:13
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. День дудлинга / зентагла на МААМ

Большинство из нас, сидя с листочком и ручкой на каком-то скучном собрании или просто задумавшись, совершает неосознанные движения рукой, рисуя непроизвольные линии, точки и фигуры, создавая непонятные...

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов

Международная китобойная комиссия 33 года назад ввела запрет на китовый промысел. В честь этого события был учрежден праздник — Всемирный день китов и дельфинов. 23 июля считается днем защиты вообще всех...

Конспект прогулки «Наблюдение за лягушкой» с детьми старшего дошкольного возраста
Цель : создание условий для развития познавательной активности. Задачи : -расширять и уточнять знания детей о внешнем виде лягушки; -познакомить с...
Фотоотчёт о лепке «Божья коровка» во второй младшей группе к Дню на МAAM
Фотоотчёт о проведении продуктивной деятельности с детьми второй младшей группы к дню на Маам, лепке "божьих коровок". Божья коровка, улети на небо,...
Проект «Люби и знай свой Хабаровский край»
Методическая разработка проекта на тему «Люби и знай свой Хабаровский кр ай" Автор проекта :старший воспитатель структурного подразделения дошкольного...