Безносенко Татьяна
Эстетика оформления группы как средство воспитания художественного вкуса детей
▼ Скачать + Заказать документы
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в в межличностном общении – везде ПРЕКРАСНОЕ и БЕЗОБРАЗНОЕ, ТРАГИЧЕСКОЕ и КОМИЧЕСКОЕ играют существенную роль.
КРАСОТА доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. БЕЗОБРАЗНОЕ отталкивает. ТРАГИЧЕСКОЕ учит сочувствию. КОМИЧЕСКОЕ помогает бороться с недостатками.
Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание» :
Во-первых, - это процесс целенаправленного воздействия.
Публикация «Эстетика оформления группы как средство воспитания художественного вкуса детей» размещена в разделах
Во-вторых, - это формирование способности видеть красоту в жизни и искусстве, оценивать ее.
В-третьих, задача эстетического воспитания – формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие эстетических чувств.
И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Эстетическое воспитание является организованным, активным, целеустремленным процессом приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей его обстановке, природе, жизни, формирование возвышенных чувств и поведения. Эта деятельность тесно связана с духовно-нравственным, физическим, интеллектуально-познавательным воспитанием, хотя у нее есть своя специфика – приобщение маленького человека к искусству.
В ежедневной работе по воспитанию эстетики я использую разнообразные СРЕДСТВА :
• игры и игрушки
• эстетику быта
• предметы искусства
• природу
• труд
• самостоятельную и художественно-творческую деятельность
• праздники
• развлечения.
Как не может человек, не владеющий игрой на фортепиано, научить играть на этом инструменте другого, так и воспитатели с неразвитой экологической и эстетической культурой не могут полноценно осуществлять эколого-педагогический процесс с детьми.
Три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя - делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.
Большую роль играет обстановка детского сада: санитарно-гигиеническое состояние и эстетическое оформление вестибюля, группы, коридора. В рационально оборудованной мебелью и игрушками группе дети чувствуют домашний уют. Порядок в помещении дисциплинирует ребят, приучает к аккуратности, бережливости.
Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
Требования к предметно-развивающей среде :
• среда должна быть нацелена на «зону ближайшего психического развития»;
• должна содержать уже известные ребенку компоненты, а также и проблемные, подлежащие исследованию;
• постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются;
• обязательно учитывается необходимость развития ведущей детской деятельности – игры.
Принцип открытости обществу и открытости своего «Я» предполагает персонализацию среды в группе.
Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: рисованием, физкультурой, экспериментированием, инсценированием сказок, играми-драматизациями (уголок ряжения «НАРЯДНИЦА»).
Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
При оформлении предметно-развивающей среды в нашей группе я старалась обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка. Для этого в спальне я организовала уголок РЕЛАКСАЦИИ, где ребенок может при желании уединиться, посидеть или полежать на мягком удобном диванчике под волшебным прозрачным шатром рядом с друзьями-мягкими игрушками, или посмотреть яркие иллюстрации в книжке.
На прогулке мы с ребятами сделали ароматические мешочки - «саше»- для спокойного отдыха во время дневного сна, использовали для этого лекарственные растения, произрастающие у нас на экологической тропе: мяту, мелиссу, валериану, чабрец.
. Для ознакомления родителей с творческими работами ребят в нашей группе я оформила выставочный центр «Волшебная поляна», где вывешиваю детские рисунки и аппликации.
Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности и творчества.