Евгения Зинина (Бугрова)
Музей как средство поликультурного воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье представлен опыт работы ДОУ, ориентированный на обогащение знаний детей в области поликультурного воспитания народов, проживающих на территории нашего края посредством фольклора, художественно – эстетической деятельности, традиций и быта.
Ключевые слова. Поликультурное воспитание, музей, культурное воспитание, интерес, традиции, семейные ценности, фольклор, культурное наследие.
Публикация «Музей как средство поликультурного воспитания детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Поликультурное воспитание в российских условиях определено как приобщение подрастающего поколения к русской и культурам соседствующих народов в целях духовного обогащения и умения жить в многокультурной среде.
Актуальность объясняется тем, что многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряжённости в международных отношениях, между человеком и природой, распространения терроризма, нарастание религиозной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей.
Культурное воспитание (cultural education) мы начинаем с младшего дошкольного возраста с прикосновения к истории своей семьи, которая является хранительницей национальных традиций. Это вызывает сильные личные эмоции у каждого ребёнка. Мы бережно относимся к особенностям семейных традиций, приобщаем детей к истории и культуре своего края, воспитываем терпимое отношение к людям, любовь к родному городу, Родине. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, событиям прошлых лет. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
На сегодняшний момент все многообразие современного российского общества представляет собой объективный процесс, объединяющий развитие включенных в него индивидов и происходящий через совокупность различных социальных систем. Поликультурное (polycultural) образование подразумевает систему знаний детей о материальной, духовной и нормативной культуре разных народов.
С целью организации образовательной деятельности по данному вопросу, нами определены направления в работе - это формирование у детей дошкольного возраста основ личностной культуры; необходимость ознакомительной деятельности в среде родительской общественности; необходимость взаимодействия на профессиональной основе с коллегами-педагогами. В соответствии с направлением работы в ДОУ были созданы условия, необходимые для свободного выражения ребёнком впечатлений, полученных в процессе самостоятельной и совместных с педагогами видах деятельности.
В группе младшего возраста педагоги совместно с родителями активно организуют выставки-фотоотчеты, которые помогают больше узнать о семьях, об их традициях, поделиться своими успехами, рассказать о старшем поколении. В нашем детском саду мы проводили фотоотчет на следующие темы: «Самый лучший папа на свете», «Мой папа в армии служил», «Я и моя мама», «Мое имя» «Красота родной земли»и др. Так мы связываем жизнь воспитанников, и их семей с общественной жизнью страны. Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми.
По своей натуре дети – «почемучки» и задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в нашем детском саду с детьми проводят беседы по различной тематике, характеризующей культуру и быт народов как русских, так и наших ближайших соседей – мордвы, татар, украинцев и чувашей. Создана предметно - пространственная развивающая среда. В работу создания музейного уголка группы вовлечены все – сотрудники группы, дети, родители воспитанников. Все это способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности. Важными элементами её являются мини-музей. Дети младшего возраста создают выставку в музее своей группы на тему «Моя игрушка», «Платок моей бабушки», дети среднего возраста - «Посуда в тридевятом царстве», старший возраст – «Кто во что одет», подготовительная – «Куд или изба?». Все экспонаты интерактивные, находятся в открытом доступе, так, чтобы их можно было использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности.
Посещение музея играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых, желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для музеев. Ребята с удовольствием делятся впечатлением от посещения музеев других народов, например в Казане – татарских, в Саранске – мордовских и др.
Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, посещение музея обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Взаимодействие с родителями было направлено на ознакомление деятельности детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Мы приглашали родителей на развлечение "Родной край глазами детей", проведены собрания для родителей "Традиции и культурное наследие нашего края". На мероприятии демонстрировали костюмы, в создании которых принимали участие и мамы и педагоги. Память о прошлом помогает учиться у других народов тому, что пригодится нашим воспитанникам для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии.
На праздниках, посвященных Дню города, «Арзамасский гусь» «Арзамасские купола» звучат песни и стихотворения, посвященных нашему краю. С помощью родителей были организованы экскурсии по городу, на природу, городской краеведческий музей, выставочный зал. С родителями проводим народные праздники: "Масленица", "Праздник зимы" и др., которые заканчиваются свободным общением за чашечкой чая. Родители приняли участие в конкурсе устного народного творчества "Рано-рано поутру!", где звучали пословицы, потешки, поговорки и дразнилки разных народов – фольклор (folklore, представленные в виде диалогов родителей и детей, маленьких драматических постановок. Самый высокий эмоциональный подъем, чувство гордости и национального самосознания бывает у детей тогда, когда вместе с ним играет, поет, танцует и занимается не только воспитатель, но и мама с папой.
Большую помощь в ознакомлении с малой Родиной оказывает уголок-музей, экспонаты которого условно поделены на разделы «Мое село», «Мой мордовский край», «Моя Россия». Умело чередуя экскурсии по музею с занятиями, беседами и рассказами, педагоги ДОУ воспитывают у детей интерес к родному краю.
Составной частью предметно – пространственно развивающей среды группы в ДОУ является художественный уголок, который помогает педагогам знакомить детей с видами искусства (Городец, хохлома, гжель). Искусство является основой художественного развития ребенка, важным средством его эстетического воспитания. Искусство окружает ребенка с момента рождения и вводит в мир через систему художественных образов. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Подбор произведений искусства для художественного уголка осуществляется в соответствии со следующими принципами:
доступность содержания
актуальность идеи картины для детей дошкольного возраста
разнообразие жанров изобразительной техники, композиционного построения, колорита.
Родители большое участие принимают в пополнении экспонатов мини-музеев, а также активное участие в выставках.
Уголок-музей обладает огромной педагогической ценностью, позволяет на новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединяет педагогов, детей и родителей интересным делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников. Здесь педагоги с детьми изучают культуру, быт народов и их происхождение. В «Избе» собран материал на следующие темы: "Домашняя утварь", "Элементы вышивки", "Народный фольклор" и др. Именно здесь впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда (самовар, кувшин, сундук, колыбель, прялку, и многое другое). Все эти предметы старины вызывают у детей интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. Детям интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке зерно, с помощью ухвата поставить в печь чугунок. Уголок избы пользуется успехом и у родителей воспитанников, они с удовольствием пополняют его новыми экспонатами, собранными в разных уголках нашего края.
Таким образом, можно сказать, что поликультурное развитие дошкольников с использованием фольклора и традиций нашего края возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесном взаимодействии с семьями воспитанников, что позволит создавать образовательное пространство, в которое ребёнок погружается в детском саду. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Планируем расширять и углублять связь с семьями воспитанников.
Литература:
1. Ботнарь,В. Д. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путём приобщения к их зтнической культуре [Текст]/В. Д. Ботнарь, Э. К. Суслова. – М. ,1993
2. Даниленко Н. Г., Маркина Ю. Д., Баринкова Ю. С. Материалы к лекциям по проблемам дошкольного образования. Часть 1. - Иркутск: ИИПКРО, 2012.-108 с.
3. Даниленко Н. Г., Маркина Ю. Д., Баринкова Ю. С. Материалы к лекциям по проблемам дошкольного образования. Часть 2. - Иркутск: ИИПКРО,2012.-79 с.
4. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире/М. : Прометей, 2002.
5. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего до-школьного возраста. [Текст]/под ред. В. Н. Вершинина - Ульяновск: УИПКПРО, 2004.