Юлия Даудрих
Эссэ «Педагог и чувство собственного достоинства — совместимо ли это?»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель сам должен быть тем,
чем он хочет сделать воспитанника.
(В. Даль)
Существует два способа взаимодействия с детьми: первый способ — работа в соответствии с планом, написанном, принятом, утвержденным. Такому способу работы можно научить любого. Взял литературу, прочел как надо делать и сделал. Какой либо результат будет при любом его исполнении.
И второй способ — скрытый. Его невозможно описать. Ему сложно научиться. Это такт, интуиция педагога, это чувство собственного достоинства. Это то, что выраженно во взгляде, жестах, поступках, словах. Это открытость, убежденность, уверенность. Это то, что кому то дано от природы, а кому то надо прожить долгую жизнь, чтоб это понять и научится этому.
Публикация «Эссэ „Педагог и чувство собственного достоинства — совместимо ли это?“» размещена в разделах
Всегда необходимо помнить известное: уважают только тех, кто сам уважает себя. А требуя уважения к себе, не надо забывать ежечасно и ежеминутно относиться с уважением к другим. Ибо все человеческие ценности (от благополучия в семье до успехов в карьере) основаны исключительно на уважении, самоуважении и взаимоуважении.
В наше время основная масса родителей смотрят на педагога как на обслуживающий персонал. Зачастую отношение родителей к педагогам потребительское. В педагоге не видят носителя знаний и умений, носителя тех человеческих качеств, которые так необходимы нашему обществу.
В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное воздействие детского сада, и разностороннее развитие дошкольника продолжается уже в триаде семья – педагог – ребенок.
Ребенок и семья не отделимы. Родители и воспитатель должны работать в тесном контакте, единстве.
У нас одна главная цель — воспитание Человека будущего.
Среди родителей сложилась такая тенденция в воспитании ребенка: он еще мал, подрастет, поймет, что так нельзя и, вырастив, будет делать по-другому.
К примеру, трехлетняя дочка чем-то обиделась на маму и стучит ей по голове кулачками. Мама, заметив взгляд воспитателя, оправдываясь и улыбаясь, говорит:
-Ничего, она еще маленькая, подрастет, так делать не будет.
- Да! Отвечу я такой маме, бить кулачками она вас не будет. Она, согласно своему возрасту и интеллекту, выберет другой способ, как сделать вам больно. И поверьте, ей, возможно, это удастся.
Многие родители думают, что со временем ребенок сам все поймет.
Но практика жизни показывает другое. И если в два три года малышу не говорить, что маме больно, когда ты ее ударил; что маме также как и тебе бывает обидно, то в более старшем возрасте убедить ребенка в этом будет достаточно сложно.
Я уверенна, что воспитывать в детях чувство собственного достоинства, ответственности за себя и свои поступки надо с раннего детства. Да, надо хвалить, поощрять, одобрять детей, но делать это в разумных рамках, а не просто так для красивого словечка. Нужно создавать положительную атмосферу вокруг ребенка. Но и не забывать о том, что педагог тоже человек, у него тоже есть чувства. И если ты позволишь относится ребенку и его родителям к тебе неуважительно, то ни к чему хорошему это не приведет. Впоследствии такой педагог потеряет уважение не только детей, но и родителей. Ведь уважительное отношение к воспитателю, со временем, перенесется к уважительному отношению ребенок – родитель, а также и ко всем окружающим его взрослым.
А воспитать все это может только тот педагог, который сам наделен этими качествами, который никогда и ни при каких обстоятельствах не позволяет себе забывать о самоуважении и чувстве собственного достоинства.
Который даже в самых тяжелых жизненных условиях, помнит о своем неземном происхождении и всегда поступает в соответствии с этим высоким статусом: всегда красиво и чисто одет, говорит уважительно и спокойно, никому не причиняет ни малейшего вреда, не унижает других, не унижается сам и никому не позволяет унижать себя.
Почему каждый из нас вновь и вновь размышляет о сущности педагогической деятельности?
Причина проста – хочется понять тот мотив, который заставляет заниматься этим трудным всепоглощающим делом. И если уж отдали этому занятию всю теплоту своей души, частичку себя, то, что дальше, что взамен? А ответ лежит на поверхности: педагоги в большинстве своё м люди особенные: не ждущие от судьбы ни почестей, ни наград.
И всё-таки хочется быть значимым, востребованным и, в конце концов, просто уважаемым человеком. А для этого всегда важно находиться в центре событий, знать и понимать многое, уметь окунуться в мир детства, оставаясь собой, найти с детьми общие точки соприкосновения. Очень важно любить и уважать себя.
Я согласна с тем, что есть «Педагоги» с большой буквы. Но это не всегда обозначает высокий профессионализм, здесь огромную роль играют ещё и человеческие качества. Именно те человеческие качества, которых так не хватает нашему современному обществу:
чувство собственного достоинства,
чувство уверенности в себе и своих силах,
и что немаловажно – это самоуважение.