МААМ-картинки

Эссе учителя профессионально-трудового обучения

Людмила Лаврова Людмила Васильевна
Эссе учителя профессионально-трудового обучения

Я, Лаврова Людмила Васильевна, учитель профессионально-трудового обучения (швейное дело) ГК ОУ РО Новочеркасской школы-интерната №1. Имею высшее образование: окончила в 1974 году Киргиз-ский государственный университет имени 50- летия СССР, по специально-сти «география», квалификация «Географ. Учитель географии», в 2012 году прошла переподготовку в НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт» по программе «Олигофренопедагогика», 508 аудиторных часов.

Моё педагогическое кредо:

Публикация «Эссе учителя профессионально-трудового обучения» размещена в разделах

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое граж-данское чувство – созидания материальных благ, без которых невоз-можна жизнь человека».

В. А. Сухомлинский

В основе моей педагогической концепции лежит развивающее обуче-ние с направленностью на развитие творческой активности и навыков са-мостоятельной деятельности детей с ограниченными возможностями здо-ровья.

Тенденция к росту числа лиц (особенно детей) с физическими и (или) психическими недостатками характерна для всей современной ци-вилизации.

Современная система специального коррекционного образования в России переживает сложный период своего обновления и модернизации, что актуализирует проблемы поиска новых идей, переосмысления принци-пов и подходов в обучении и воспитании лиц с отклонениями в развитии. Тенденция к росту числа лиц (особенно детей) с физическими и (или) пси-хическими недостатками характерна для всей современной цивилизации.

Цель общего образования детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием - реализация конституционного права на образование.

Задачи:

- привитие необходимых для жизни навыков социального поведения и общения с окружающими;

- привитие необходимых бытовых и трудовых навыков;

- обеспечение уровня образования, адекватного их возможностям;

- коррекция грубых нарушений психофизического развития; и таким образом, реабилитация этих детей в обществе.

Новые изменения в жизни общества изменяют и требования к целям, содержанию и образованию подготовки рабочих кадров в начальном профессиональном звене. Поэтому одна из главных задач профессиональ-ного обучения в эпоху рыночных отношений является не только формиро-вание прочных знаний, но и обеспечение условий для выработки у них са-мостоятельности, творческой компетентности и коммуникативности, чтобы в дальнейшей самостоятельной жизни обучающиеся с ограниченными воз-можностями здоровья могли адаптироваться в жизни.

Важнейшими задачами современной системы реабилитации и социа-лизации обучающихся данной категории является обеспечение комплекс-ности. Основная цель социально-реабилитационной работы — обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития обучающего воспитанника, имеющего нарушения, и попытка максималь-ного раскрытия его потенциала для обучения.

Новочеркасская школа-интернат №1 является одним из лучших кор-рекционным образовательным учреждением в области, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Многие учащиеся имеют сни-женный уровень интеллекта и, как следствие, сниженный уровень обучае-мости. Часть детей воспитываются в неполных семьях, в том числе мало-обеспеченных. Некоторые родители в прошлом сами обучались в коррек-ционной школе.

Коррекционная школа зачастую представляет собой закрытый соци-ум. Однако меняется идеология, меняются реалии современного общества и теперь для успешной интеграции детей с ограничениями в развитии ока-зывается недостаточными программные знания и умение действовать по заданному алгоритму – необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения в социальные и культурные процессы преобразования.

Таким образом, одной из главных задач для коррекционной школы на сегодняшний момент является подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Сложность решения этой задачи главным образом обусловлена не-достатками психического развития, которые присущи умственно отсталым детям. Но при условии обеспечения высокого уровня организации педаго-гического процесса можно говорить о достижении весьма серьезных по-ложительных результатов.

Задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать са-мостоятельными, творческими и уверенными в себя людьми.

Уроки профессионально-трудового обучения создают наиболее бла-гоприятные условия для устранения недостатков познавательной деятель-ности. В преподавании швейного дела руководствуюсь требованиями гос-ударственного образовательного стандарта, задачами формирования кон-курентоспособной, свободно адаптирующейся личности.

Многолетний опыт работы подтверждает, что важнейшей составляю-щей педагогического процесса становится личностное взаимодействие пе-дагога с обучающимися. Осуществляется данный процесс с помощью со-временных педагогических технологий, таких как: здоровьесберегающие технологии, педагогическая мастерская и использование информационных коммуникативных технологий.

Поэтому задача учителя профессионально-трудового обучения за-ключается в социальной адаптации: передачи обучающимся практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с социальными нормами, действующими в обществе, с одной стороны и с другой, педагогическими возможностями производительного труда, обу-словленными современным содержанием специального образования.

С этой целью используются общие принципы и правила коррекци-онной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого раз-нообразные средства (чередование умственной и практической деятельно-сти, преподнесение материала небольшими дозами, использование инте-ресного и красочного дидактического материала и средств наглядности, проведение производственной гимнастики).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятель-ность обучающихся, формирующих необходимые учебные умения и навы-ки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за ма-лейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ученику, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Профессионально-трудовое обучение создает особо благоприятные возможности для наиболее эффективного решения задач трудового воспи-тания, которое является важнейшим его средством и условием. При орга-низации обучения необходимо адаптировать содержание учебного мате-риала, изменяя способы подачи информации, выделяя в каждой теме базо-вый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцируя задания в зависимости от коррекционных задач, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение. Обучающему-ся воспитаннику с ОВЗ необходим хорошо структурированный материал.

Конкретные методические пути процесса трудового обучения могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания учебного материала, от большей или меньшей возможности использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания практиче-ских и словесных средств обучения.

Для того чтобы успешно вести обучение детей с ОВЗ, привить им умение действовать самостоятельно, необходимо руководствоваться сле-дующими требованиями:

- знать и изучать психофизические особенности обучающихся. Изу-чать мотивы их деятельности, использовать эти мотивы в организации дея-тельности;

- при обучении оперировать наглядным, доступным пониманию обу-чающегося воспитанника материалом;

- создавать для каждого подростка такие условия, которые способ-ствовали бы развитию интереса к работе и изучаемой специальности;

- предлагать обучающимся воспитанникам посильные задания, спра-вившись с которыми он увидит результат своего труда.

Одним из недостатков в процессе трудового обучения является то, что мало внимания уделяется такому важному вопросу, как воспитание у уча-щихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания. Результаты работы показали, что большинство обучающихся не могут сразу вклю-читься в производственный процесс, долгое время не проявляют нужной самостоятельности при выполнении трудовых заданий, чувствуют себя не очень уверенно в трудовом коллективе.

Важная задача учителя - воспитание у обучающихся организацион-ных умений и навыков работы в мастерской. Обучающиеся воспитанники должны научиться организованно и вовремя входить в мастерскую и вы-ходить из нее, бережно относиться к инструментам и материалам, пра-вильно использовать спецодежду, уметь обращаться к учителю, убирать свое рабочее место, и т. д. В дальнейшем эти умения и навыки должны за-крепляться как полезные привычки, облегчающие переход к самостоятель-ному труду на производстве. Все разъяснения необходимо подкреплять показом и дальнейшими упражнениями.

Положительных результатов в деле развития трудовых умений и навыков у обучающихся с нарушениями интеллекта можно достичь при соблюдении следующих основных требований:

1. Профессионально-трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у обучающихся только рабочих двигательных навыков. Оно, кроме того, должно быть направлено на воспитание у них умений решать умственные задачи, связанные с практическим выполнением тру-довых заданий (планирование, выполнение заданий при помощи различ-ных инструкций, образца, рисунка, схем и т. д.). Это в свою очередь спо-собствует коррекции умственного развития обучающихся воспитанников с ОВЗ.

2. Проблема воспитания у обучающихся воспитанников самостоя-тельности должна решаться при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к менее известному, от конкретного к аб-страктному. Так, при обучении швейному делу следует осуществлять по-степенный переход от простейших к более сложным операциям, а также к инструкциям, планам, образам, схемам и т. п.

3. Профессиональное обучение можно и необходимо использовать для развития речи обучающихся с ОВЗ (словесный отчет - устный и пись-менный - о проделанной работе, рассказ о выполнении предстоящего за-дания и т. д., что в свою очередь будет способствовать их умственному развитию.

Многолетний опыт работы показал, что наиболее эффективным явля-ется такой путь развития специальных трудовых умений и навыков у обу-чающихся с ОВЗ, когда формирование у них умения давать словесный от-чет, составлять план работы, выполнять задания по образцу, рисунку, схеме и письменной инструкции проходит по нескольким этапам: сначала обучение проводится на материале, знакомом учащимся (образце, затем - на частично знакомом (полуфабрикате) и только после этого - на новом материале (изделии).

Публикации по теме:

Портфолио учителя-логопедаПортфолио учителя-логопеда Мы не врачи и не геологи, Но сожалений горьких нет. Мы - логопеды, дефектологи Коррекционный шлем привет! Мы с дошколятами работаем, Им.

Эссе учителя-логопеда На свете есть много различных профессий, И в каждой есть прелесть своя. Но нет благородней, нужней и чудесней Чем та, кем работаю я! Наверное,.

Интегрированное занятие учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ЗПР ГБОУ Гимназия «Вертикаль» СП ДО №1 «Теремок» Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя логопеда в подготовительной.

Портфолио учителя-логопеда МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД» № 9 «НЕЗАБУДКА» ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ТЕРНОВОЙ ЮЛИИ.

Сценарий ко Дню Учителя День учителя. Танец Фанфары Роли ведущего и ведущей исполняют ученики. Ведущий: Сегодня большой, торжественный праздник! Ведущая: Нет ни.

Эссе. «Мои дети — мои учителя»Эссе. «Мои дети — мои учителя» В интервью с известными педагогами, тренерами, режиссёрами, журналисты часто задают вопрос: «Чему вас научили ваши подопечные?» Если речь.

Эссе учителя-логопеда Эссе Звонкий смех, удивленные глаза, радость маленьких побед… Разве может что – либо сравниться с этим? Только собственная радость от того,.

Эссе учителя-логопеда Моё эссе. Мой педагогический путь начался в марте 1990 года, когда я переступила порог детского сада «Веснянка» в качестве воспитателя.

Эссэ «Любовь к детям» как педагогическая категория. Мы говорим о любви к ребёнку, не всегда до конца понимая глубину словЭссэ «Любовь к детям» как педагогическая категория. Мы говорим о любви к ребёнку, не всегда до конца понимая глубину слов Ведь главное для него, чтобы он знал, чувствовал и видел нашу к нему любовь. Но такую искреннюю любовь не каждый педагог может дать детям.

Эссэ «Почему я выбрала профессию воспитателя» «Почему я выбрала профессию воспитателя» Почему я стала воспитателем? Немаловажную роль в выборе моей профессии сыграли люди, которые первыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе учителя профессионально-трудового обучения
Опубликовано: 18 сентября 2016 в 15:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД