Папки-передвижки

Этапы ознакомления детей с городецкой росписью

Татьяна Тугарёва
Этапы ознакомления детей с городецкой росписью
▼ Скачать + Заказать документы

Ознакомление с новым видом народно - прикладного искусства, а именно с городецкой росписью, происходит по принципу от простого к сложному. Материал постепенно наслаивается один на другой.

На первом занятии начинать нужно с визуального знакомства. Ребёнок зрительно оценивает эту роспись, сравнивая с ранее изученными (дымковской, филимоновской, каргопольской, выделяют её особенности.

Публикация «Этапы ознакомления детей с городецкой росписью» размещена в разделах

Педагог на первом занятии не ставит целью, чтобы дети сразу запомнили названия элементов, цветовые сочетания, характерные для данной росписи. Достаточно того, чтобы они узнали историю происхождения промысла, так как на протяжении следующих пяти занятий дети постепенно узнают все его характеристики.

Непосредственное знакомство с городецкими элементами начинается с самых простых элементов - бутонов и листьев и используется минимальное число цветосочетаний (голубой + синий, розовый + красный).Необходимо объяснить ребёнку, что узор можно создать и из двух видов элементов (бутонов и листьев).А так же, меняя направление расположения цветов и листьев в гирлянде,

создавать различные конфигурации узора. Ребёнок на примере этой гирлянды уясняет, что такое симметричный узор - это равномерное повторение одного и того же элемента.

На втором занятии даётся самая простая форма для украшения (полоса, но фон подбирается близкий к оригиналу (жёлтый - цвет дерева).

На третьем занятии происходит усложнение материала в том плане, что используется новый элемент, цветок ромашка. Хотя способ рисования лепестков (примакиванием) им уже известен, но ребёнок учится рисовать его на цветном пятне, а это сложно, так как необходимо правильно владеть техникой накладывания одной краски на другую (по мере высыхания первого слоя).

Предлагаются так же другие цветосочетания, отличные от ранее знакомых (жёлтый + красный, оранжевый + коричневый).

Сложность у детей вызывает и то, что все эти цвета близки по своему колору, поэтому необходимо их так соединить в паре, чтобы они дополняли друг друга, оживляли, а не сливались.

На занятии педагог использует образцы нескольких расцветок одного и того же элемента и обращает внимание на то, как сочетаются цвета. С такой задачей дети уже сталкивались на предыдущих занятиях, поэтому лучше у самих детей узнать, какие бы цвета они сгруппировали и почему.

На этом занятии идёт закрепление умения рисовать прямой симметричный узор, используя два разных элемента (бутон и ромашка).

На четвёртом занятии идёт знакомство с более усложнённым видом цветка -"купавкой", где дети учатся рисовать округлые лепестки в виде контурных дуг (с последующей их заштриховкой) на цветном пятне и без него. На данном занятии дети используют ранее знакомые цветосочетания, но применяют их с другими элементами.

Они учатся подбирать краску для основного пятна, для сердцевины и для " оживки".

На этом этапе дети познакомились с тремя видами городецких цветов и учатся варьировать набор элементов для составления своих гирлянд. Дети упражняются в составлении узора, уменьшающегося от середины к краям и видоизменять его форму (прямой полосой, в виде дуги с краями поднятыми или опущенными вниз).

Для того чтобы детям было легче понять принцип построения городецкого узора, очень эффективно использовать на занятии фланелеграф. С помощью него дети самостоятельно упражняются в составлении городецкого узора, развивая свою фантазию.

Большую помощь в понимании стилистики городецкого узора оказывает использование на занятиях динамических таблиц.

Пятое занятие является кульминационным. На нём дети знакомятся с самым крупным городецким цветком - "розаном", который требует определённого мастерства в его исполнении, поэтому все предыдущие занятия были подготовительным этапом.

Рисуя бутоны, ромашки, купавки, дети тренировались, оттачивая свои технические навыки. На протяжении четырёх занятий дети учились создавать разные формы симметричных гирлянд (прямых, дугообразных, загибающихся вверх и вниз).

На пятом, последнем обучающем занятии, педагог даёт понятие ассиметричности узора. Теперь, зная обо всех видах и формах цветочных гирлянд, дети самостоятельно смогут создавать

разнообразные городецкие узоры. Они не только познакомились

с историей возникновения городецкой росписи, научились технически правильно рисовать элементы, запомнили как правильно сочетать цвета.

Шестое занятие - это итоговое занятие. На нём дети должны проявить все свои навыки и умения, полученные на предыдущих занятиях.

На итоговом занятии главная роль отводится ребёнку, ему предоставляется полная самостоятельность в выборе элементов, колора, композиции и формы расписываемого предмета.

Роль воспитателя сводится к тому, чтобы в начале занятия напомнить детям все важнейшие задачи прошлых занятий и нацелить их на правильное планирование предстоящей работы. Все остальное дети выполняют самостоятельно. Исключение составляют лишь дети слабые по своим техническим способностям. Воспитатель осуществляет индивидуальны и дифференцированный подход.

После каждого обучающего занятия в свободное время, на закрепление пройденного материала детям предлагают дидактические игры.

В ходе специально созданных игр происходит развитие последовательного целостного художественного восприятия, "насмотренности" подлинно художественными произведениями народного искусства, умение высказывать доказательные суждения и оценки увиденного.

Игры помогут детям сориентироваться в многообразии стилевых признаков: особенностях материала, из которого изготовлены изделия, в подборе цветосочетаний и выборе традиционных для промысла элементов росписи.

Д/и "Найди лишнее", "Что изменилось?". Эти игры целесообразно использовать как в предварительной работе, так и в конце первого и второго занятий. Они сосредотачивают внимание на стилевых особенностях элементов узора.

Д/и "Узнай элементы узора", "Домино", "Лото", "Найди пару". Хорошими практическими упражнениями послужат эти игры перед и после третьего и четвёртого занятий. Эти занятия знакомят с композиционным построением узоров, правилами использования ритма и симметрии.

Д/и "Составь узор", "Разрезные картинки" станут удачным дополнением пятого и шестого занятий.

Таким образом представление о видах русского народно - прикладного искусства могут быть сформированы не только на занятиях, но и в свободное время в процессе дидактических игр.

А закрепить знания помогут экскурсии в музей на выставку народно-прикладного искусства.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством В презентации представлен опыт работы нашего детского сада. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции,.

Уголок народно-прикладного искусстваУголок народно-прикладного искусства В нашей группе есть уголок Народно-прикладного искусства, в котором есть хохлома, матрешки, лапти. Уголок мы организовали совсем недавно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этапы ознакомления детей с городецкой росписью
Опубликовано: 5 августа 2014 в 09:20
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этапы ознакомления детей с городецкой росписью» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тугарёва (УИ 205628) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД